“Капитанская дочка” – одно из самых лучших произведений А. С. Пушкина. В романе Пушкин нарисовал яркую картину стихийного крестьянского восстания. Несомненно, главным героем в романе является Пугачев. Пушкин изображает Пугачева талантливым, смелым руководителем крестьянского восстания, подчеркивает его ум, сметливость, храбрость, героизм, гуманность, связь с народом. Все это создает облик подлинного Пугачева. Для Пушкина он выражал национальный характер русского народа. Но в образах Пугачева и его ближайших соратников показана и слабость движения, его политическая незрелость. Образ царя – батюшки соответствовал настроениям самого народа и его представлениям о народном царе. Пушкин очень глубоко раскрыл личность Пугачева. Так же как и рядовому крепостному крестьянину, Пугачеву свойственно недоверие и недоброжелательство ко всякому барину, хотя бы этот барин был на его стороне, как Швабрин, или сочувствовал ему лично, как Гринев. Добродушие и простосердечие Пугачева – также свойства характера народного. В одной – двух сценах внешняя величественность Пугачева окрашивается Пушкиным в юмористические тона. Однако мягкий, любовный юмор не снижает образа, вызывая не столько смех, сколько симпатию и сочувствие, с которыми относился сам поэт к своему герою. Эти сцены усиливают историческую конкретность образа Пугачева, который был для Пушкина не только вождем крестьянского восстания, потрясшего дворянское государство, но и простым казаком Емелькой Пугачевым. Однако существенное, ведущее в образе Пугачева – величие, героизм, столь импонировавшие Пушкину. Это выражено символическим образом орла, о котором говорит пугачевская сказка. Реалистическое изображение антикрепостнического движения было исторической заслугой великого поэта.
Николай: "Алмазов сидел, не снимая пальто и шапки и отворотившись в сторону..." "Он передернул плечами и не отвечал" "...И он злобно ткнул ногой портфель с чертежами..." "Во все время разговора он вытаскивал из стоявшей перед ним пепельницы горелые спички и ломал их на мелкие кусочки, а когда замолчал, то с озлоблением швырнул их на пол." "Николай Евграфович весь сморщился, точно от невыносимой физической боли" "...живой и немного подпрыгивающей походке..." "...Алмазов был весь в пыли и едва держался на ногах от усталости и голода, но лицо его сияло торжеством одержанной победы" "Николай Евграфович никогда с таким аппетитом не обедал" Вера: "Она отказывала себе во всём необходимом, чтобы создать для мужа хотя и дешевый, но всё таки необходимый для занятого головной работой человека комфорт" "Она бывала, по мере необходимости, его переписчицей,чертёжницей,чтицей,репетиторшей и памятной книжкой" "...она заговорила первая..." "...вдруг Верочка энергичным движением вскочила с кресла" "...Вера быстро выдвигала ящики столов и комодов, вытаскивала корзины и коробочки, раскрывала их и разбрасывала по полу" "...Верочка начинала уже выходить из себя" "Она поехала вместе с мужем за город, всё время, пока сажали кусты, горячо суетилась и мешала рабочим..." "На другой день Вера никак не могла усидеть дома и вышла встретить мужа на улицу" "Она заставляла ещё и ещё раз передавать ей в подробностях весь разговор с профессором"