Хорошего композитора, в учениках которого ходили такие гении, как Шуберт, Бетховен, Лист, молва сделала отравителем друга — Вольфганга Амадея Моцарта. Мотивы, могущие им двигать, ярко показаны в трагедии А.С.Пушкина "Моцарт и Сальери".
На первый план выступает зависть. Позавидовал, мол, Сальери популярности Моцарта - и подсыпал ему яду в бокал на дружеской вечеринке. Да, зависть грызла пушкинского Сальери очень жестоко. Ему, потратившему лучшие о жизни на постижение законов гармонии, больно смотреть, как беспечный гуляка Моцарт сочиняет гениальные вещи, не задумываясь и не ценя свои творения.
Зависть разрушает личность Сальери. Его упорство, трудолюбие, мастерство, жизненный опыт теряют цену. Сальери лишается опоры и пытается вновь ее обрести. И поступает так, как и все мы. Вместо того, чтобы пытаться бороться с пагубной страстью, ищет ее оправдания. Сальери возводит теоретическую базу для зреющего решения устранить гения.
Вот постулаты его концепции. Музыка
— госпожа, которой надо самоотверженно служить. Заслужить ее благосклонность и позволения сочинять можно упорным трудом и самоотречением. Круг избранных не должен быть большим. Вписывается в него Моцарт? Нет, конечно же: это херувим,
Очень кратко
Борис Годунов становится царем после убиения семилетнего царевича. Однако в одном монастыре находится безродный черноризец, который решает объявить себя царевичем Димитрием. Литовцы и поляки поддерживают его. Самозванец приходит в Москву, некоторые князья ему. Годунов боится божьей кары и умирает. Воцаряется Лжедмитрий. Но народ не приветствует Лжедмитрия, потому что от мощей настоящего царевича Димитрия происходят исцеления, и народ не верит Лжедмитрию.
Главная мысль
Пьеса учит, что народ на Руси не так глуп и чувствует неправду.