Роланд (фр. Roland, старофр. Hruodland, нем. Hruotland или Ruotland, итал. Orlando или Rolando, исп. Roldán или Rolando, баск. Errolan, порт. Roldão или Rolando, кат. Rotllan или Rotllà, нидерл. Roeland) — знаменитейший из героев французских эпических сказаний цикла Карла Великого, маркграф Бретонской марки.:
В эпосе Хруодланд — Роланд является не только образцом христианского рыцаря и лучшим витязем Карла, но и родным его племянником; размеры поражения расширены; баски обратились в традиционных врагов веры христианской — сарацин; их нападение в Ронсевальской долине, где воинам Карла, находившимся под предводительством Роланда, трудно было защищаться, объясняется изменой одного из вельмож Карла — Ганелона, личного врага Роланда. Падая в неравной борьбе, Роланд трубит в свой знаменитый рог; Карл Великий его услышал, повернул назад и отомстил сарацинам, а по возвращении в Ахен предал казни изменника Ганелона.
К концу XI века Роланд стал символом образцового воина. Превознося двух крестоносцев, Рауль Кайеннский сравнивает их с Роландом и Оливье. Когда (где-то между 1090 и 1110 годами) Рауль ле Туртье рассказывает историю об Ами и Амиле, он упоминает о мече, подаренном Роланду Карлом. Лежа на смертном одре в 1085 году, Роберт Гвискар сравнивал своего сына Боэмунда с Роландом. Между 1086 и 1106 годами у Жерара де Монтале родились два сына, названные Роландом и Оливье.
Патриотизм Гринева поражает Пугачева. В этот момент оба видят правду в позиции другого - и вновь выходят за рамки "дворянин/мужик". Гринев мог бы пасть перед ним на колени или навлечь на себя его гнев, но он мудро избирает третий путь - не умаляя ни своих, ни пугачевских достоинств, предоставляет ему решение: "Голова моя в твоей власти, отпустишь казнишь - Бог тебе судья...". Пугачев отвечает сходным образом, проявив свою собственную народную щедрость: "Ступай на все четыре стороны...". Но мы чувствуем, что отказ Гринева его огорчает. В "Истории" присутствует только жестокий обмен: повиновение за жизнь.
Совсем иное в "Капитанской дочке": хотя вначале события развиваются сходным образом, но затем вступает в силу принцип "бескорыстного дарения". Это скорее "поединок великодушия" между Гриневым и Пугачевым, хотя Гринев только пользуется этим. Искусно играя словами в разговорах с Пугачевым, он располагает его к себе, получая от него подарки и милости. Однако молодой человек преследует свою цель, и эпизод в Оренбурге, когда он точно описал пугачевское войско и его расположение, тем самым "предав" своего благодетеля, ясно показывает это. "Я (...), в коротких словах описав Пугачева и шайку его, сказал утвердительно, что самозванцу не было устоять противу правильного оружия".