Дубровский" кажется зеркальным отражением сюжета "барышни-крестьянки": дружба отцов и вражда детей, притворство девушки, счастливый брак теперь заменены на вражду отцов, любовь детей, притворство дубровского, отцовское требование брака дочери со стариком, крушение любви маши троекуровой и дубровского. если в "барышне-крестьянке" покорность детей воле отцов выглядит счастливым и естественным финалом, то в "дубровском" пушкин показывает преданность детей отцам наперекор своему счастью. владимир дубровский, как сказано, "почти не знал отца своего", а маша совершенно противоположна генералу троекурову. тем не менее, отцы, как и в "барышне…", не жалеют ничего для своих детей. однако троекуров привык властвовать над своей дочерью, в то время как отец дубровский предоставил своему сыну полную свободу. по способности видеть в своих детях особенную личность или нет и различаются уклады у троекурова и дубровского. становление личности – безусловный авторский идеал, и это уже серьезный поворот темы, чего не было в "барышне-крестьянке". в развитие этого идеала дубровский станет мстителем за своего отца, причем тогда, когда тот явится в самом ничтожном облике – буквально лишенным воли и разума, разоренным и бессильным. во владимире нет ни малейшего отцу, который уже не может ничего сделать для сына и не может ничего требовать от него. иначе – у троекуровых: отец в полном могуществе и всячески принуждает дочь покориться его воле, выйти замуж за старика-князя. и дочь готова бежать от отца, хотя потом и подчиняется, но – скорее самой судьбе, а не собственно отцовскому желанию, в котором, заметим, больше собственной спеси, чем заботы о дочери. подавление личности, свободы подталкивает к разрыву с отцом.
Каждый день человеку приходится преодолевать себя. иногда кажется. что ничего страшного не произойдет, если разок не сделаешь уроки или уборку, ведь не так уж и важно наказание, главное, что будешь чувствовать ты, изо дня в день оправдываясь за несделанную работу. что же заставляет нас перебарывать себя, свою лень и нежелание, выполняя каждодневные обязанности? порой это гордость за собственные достижения, но когда твою работу никто не может увидеть, оценить? почему многие люди становятся волонтерами, занимаются благотворительностью, ведь все, что их греет - это чувство важности, значимости собственных поступков, тем, кто просто не смог бы без оказанной им поддержки. несомненно, объяснение нашего поведения уходит корнями в детство, ведь именно тогда закладывается воспитание, нормы, мораль. ребенок неосознанно копирует поступки своих родителей, поэтому если в семье культивируется внимательное отношение к окружаещим, к природе, то и ребенок вряд ли будет относиться к миру потребительски. основы воспитания затем складываются в нравственность. только она останавливает нас от обмана, подлости, заставляет . так высоко нравственный человек вряд ли пройдет мимо пожилого человека на улице, если он нуждается в . с одной стороны порой хочется перестать следовать моральным устоям, правилам общества, стараясь брать от жизни все. но такое поведение может порой идти в разрез с чувствами и желаниями окружающих, даже в чем-то ущемляя их права, поэтому если все люди будут так поступать, то жизнь в обществе станет сплошным беспределом. воля к жизни, к , свободе порой может толкнуть нас на безрассудные действия, но затем разум останавливает нас. именно нравственностью - совестью, принципами должны руководствоваться люди, чтобы жить в свободном, справедливом обществе.