Рассказ «Закон набата» - произведение интересное и мудрое, очень глубокое и серьезное, и поэтому открывается не сразу. Скрытые в нем мысли нелегко обнаружить. Сюжет рассказа прост, его легко пересказать.
Однажды ночью в деревне Олепино внезапно зазвонил набат. Все высыпали на улицу с вопросом : «Где горит?». Многие побежали за околицу, откуда хорошо было видно зарево пожара. Долго спорили, какая деревня горит. Пасынково? Волково? Некрасиха или Прокошиха? Хотели ехать, да пожарного на месте не оказалось. Он жил в другой деревне. Решили позвонить пожарным в Ставрово, потом успокоились, сказав, что наверное черкутинские жители уже позвонили, потому что из Черкутина звонить ближе и удобнее. Долго решали, что делать. Наконец, бабы сказали, что всё это не по- людски, и на пожар надо ЕХАТЬ, а не глядеть. . Мужикам стало стыдно за своё бездействие. Они сбили с пожарного сарая замок и поехали на пожар. Подъехали ближе и поняли, что горит деревня Некрасиха. Въехав в деревню, увидели, что полыхают сразу два дома, вернее один уже сгорел, другой дом догорал, а третий- только занимался.
Народу в деревне было мало, как автор говорит «два с половиной человека» . Олепинские подоспели вовремя. Их приезду все очень обрадовались: «Родимые, выручайте! »
Олепинские мужики дружно и слаженно принялись за работу, и пожар был потушен. почему автор называет рассказ «Закон набата» , почему не «Набат» или «Пожар» ?
После размышления над значением слова «закон» и смыслом названия рассказа приходим к мысли, что в обществе людей есть такие неписаные законы, которые часто оказываются не менее важными, чем законы юридические, правовые. . Эти неписаные законы складывались в народной жизни веками, и не выполнить их нельзя ( вот почему закон набата у Солоухина начинается с глаголов повелительного наклонения) .
Выражение «Бить в набат» помимо своего прямого значения ( «ударять в колокол в случае тревоги, пожара» ) имеет ещё переносное значение. «Бить в набат» - это значит призывать обратить внимание на что-нибудь, вызывающее тревогу. И многие мудрые мысли В. А. Солоухина связаны именно с таким пониманием роли и закона набата. С тёплым чувством вспоминает он когда «настоящий набат» на колокольне сельского храма созывал односельчан на пожар. И великому закону набата подчинялись все, сбегаясь на зов колокола даже «из Самойловского леса» . Но разрушен храм, пожарник живёт в другом селе, и «счастливый уцелевший колокольчик» уже не производит на людей того воздействия, которое оказывал на них «настоящий набат» . Нелепо стоят они в нерешительности даже во время страшной беды – пожара в соседней деревне. Грустью и болью отзывается их нелепое стояние в сердце автора . Автор бьёт в набат, встревоженный разрушением вековых устоев и традиций народной жизни. Нельзя бездумно рушить храмы и разбивать колокола. Их разрушение что- то неизбежно разрушает и в душах самих людей.
И всё же рассказ воплощает авторскую веру в великую силу закона набата для русского человека. Недаром концовка рассказа светла и оптимистична : несмотря на сомнения в душах, олепинцы соседям и их то пожара.
Первая глава: знакомство читателя с Онегиным, описание его жизни. Приезд Онегина в деревню, где у него умер дядя. вторая глава: знакомство Онегина с Ленским, семьёй Лариных. третья глава: Татьяна Ларина влюбляется в Онегина, пишет ему письмо. четвёртая глава: встреча Онегина и Татьяны в саду, где Евгений объясняет что "Супружество нам будет мукой. Я, сколько ни любил бы вас, Привыкнув, разлюблю тотчас", т. е. не разделяет её чувства. Описание отношений Ленского и Ольги. пятая глава: на балу Онегин решает отомстить Ленскому и танцует с Ольгой. глава шестая: Ленский вызывает Онегина на дуэль, Евгений убивает его, т. к. делает выстрел быстрее. Онегин уезжает седьмая глава: Ольга быстро забывает Ленского и выходит замуж за другого. Татьяна скучает об Онегине, приходит к нему в дом. Татьяну отправляют в Москву, чтобы выдать её замуж. Проходит время. Онегин приезжает на бал и там встречает Татьяну. Онегин признаётся ей в любви, но она не разделяет его чувства, у неё уже есть семья, дети. После их разговора Татьяна уходит, а Евгений остаётся один. Вобщем как то так
Хлестаков и не старался выдать себя за важное лицо. Городских чиновников ввело в заблуждение чистосердечие Хлестакова опытный мошенник вряд ли сумел бы провести городничего, который превзойдет в мастерстве обмана любого афериста, так как он «мошенников из мошенников обманывал» . Внезапно его судьба меняется: городские чиновники принимают его за важную особу, а именно — ревизора. Неожиданно для самого себя Хлестаков превращается в значительную персону и попадает в дом к главному человеку в городе — городничему. А между тем, Хлестаков готов был уже к тому, что его отправят в тюрьму за то, что он задолжал в гостинице, а тут такая внезапная перемена! Но удивительно то, что Хлестаков не особенно задумывается, почему его положение так круто изменяется — он просто не умеет думать, а движется по воле случая, используя благоприятный момент, что называется, по максимуму. Оказавшись в доме городничего изрядно «приняв на грудь» и завидев дам — Анну Андреевну и Марью Антоновну, — решает «пустить пыль в глаза» . , Хлестаков начинает хвастаться. Рисуясь перед ними, он рассказывает небылицы о своём важном положении в Петербурге, и, что самое интересное, он сам верит в них. Он приписывает себе литературные и музыкальные произведения, которые в силу «лёгкости необыкновенной в мыслях» , якобы, «в один вечер, кажется, написал, всех изумил» . И даже не смущается, когда Марья Антоновна практически уличает его во лжи. Была в театре на выступлении , там эта сцена подробно паказывается.
Скрытые в нем мысли нелегко обнаружить.
Сюжет рассказа прост, его легко пересказать.
Однажды ночью в деревне Олепино внезапно зазвонил набат.
Все высыпали на улицу с вопросом : «Где горит?». Многие побежали за околицу, откуда хорошо было видно зарево пожара. Долго спорили, какая деревня горит. Пасынково? Волково? Некрасиха или Прокошиха? Хотели ехать, да пожарного на месте не оказалось.
Он жил в другой деревне.
Решили позвонить пожарным в Ставрово, потом успокоились, сказав, что наверное черкутинские жители уже позвонили, потому что из Черкутина звонить ближе и удобнее. Долго решали, что делать. Наконец, бабы сказали, что всё это не по- людски, и на пожар надо ЕХАТЬ, а не глядеть. .
Мужикам стало стыдно за своё бездействие. Они сбили с пожарного сарая замок и поехали на пожар.
Подъехали ближе и поняли, что горит деревня Некрасиха. Въехав в деревню, увидели, что полыхают сразу два дома, вернее один уже сгорел, другой дом догорал, а третий- только занимался.
Народу в деревне было мало, как автор говорит «два с половиной человека» . Олепинские подоспели вовремя.
Их приезду все очень обрадовались: «Родимые, выручайте! »
Олепинские мужики дружно и слаженно принялись за работу, и пожар был потушен.
почему автор называет рассказ «Закон набата» , почему не «Набат» или «Пожар» ?
После размышления над значением слова «закон» и смыслом названия рассказа приходим к мысли, что в обществе людей есть такие неписаные законы, которые часто оказываются не менее важными, чем законы юридические, правовые. .
Эти неписаные законы складывались в народной жизни веками, и не выполнить их нельзя ( вот почему закон набата у Солоухина начинается с глаголов повелительного наклонения) .
Выражение «Бить в набат» помимо своего прямого значения ( «ударять в колокол в случае тревоги, пожара» ) имеет ещё переносное значение.
«Бить в набат» - это значит призывать обратить внимание на что-нибудь, вызывающее тревогу.
И многие мудрые мысли В. А. Солоухина связаны именно с таким пониманием роли и закона набата.
С тёплым чувством вспоминает он когда «настоящий набат» на колокольне сельского храма созывал односельчан на пожар.
И великому закону набата подчинялись все, сбегаясь на зов колокола даже «из Самойловского леса» .
Но разрушен храм, пожарник живёт в другом селе, и «счастливый уцелевший колокольчик» уже не производит на людей того воздействия, которое оказывал на них «настоящий набат» .
Нелепо стоят они в нерешительности даже во время страшной беды – пожара в соседней деревне.
Грустью и болью отзывается их нелепое стояние в сердце автора .
Автор бьёт в набат, встревоженный разрушением вековых устоев и традиций народной жизни.
Нельзя бездумно рушить храмы и разбивать колокола.
Их разрушение что- то неизбежно разрушает и в душах самих людей.
И всё же рассказ воплощает авторскую веру в великую силу закона набата для русского человека.
Недаром концовка рассказа светла и оптимистична : несмотря на сомнения в душах, олепинцы соседям и их то пожара.