Крестьяне села Домнино радостно встречают ополченцев. Грустит лишь Антонида. Она ждет возвращения своего жениха — Богдана Собинина, который с дружиной ушел громить польскую шляхту. Сусанину понятны чувства дочери, но он хочет подготовить ее к испытаниям, которые несет тяжкая година. Не время сейчас думать о свадьбе. Внезапно с реки доносится песня. Это возвращается Собииин с дружиной. Он принес радостную весть: Минин и Пожарский возглавили русское войско, и со всех концов к ним стекается ратный люд. Крестьяне ликуют: близок час освобождения. Решение Сусанина отложить свадьбу огорчает Собинина: ведь для свадьбы он вернулся в родное село. Сначала Сусанин непреклонен, но, узнав, что враги осаждены в Москве, дает согласие. В старинном польском замке короля Сигизмунда III беспечно пирует надменная, уверенная в своей победе шляхта. Ярко освещенная зала полна веселящихся гостей. Внезапно танцы прерываются появлением гонца. Он сообщает о разгроме наемных войск и осаде польского отряда в Москве. Шляхта в смятении. Рыцари собираются в бой, хвастливо бряцая оружием, клянутся покорить «ненавистных смердов». В доме Сусанина готовятся к свадьбе Антониды и Собинина. Приемный сын Сусанина Ваня мечтает идти вместе с Собининым против поляков. Вошедшие крестьяне поздравляют жениха и невесту, Сусанин приглашает их на свадьбу. Вдруг слышится конский топот. Дверь распахивается, и в избу входят поляки. Им нужен проводник, чтобы пройти к Москве. Напрасно враги уговаривают Сусанина — он не станет предателем. Тогда поляки предлагают Сусанину золото. Неожиданно Сусанин соглашается: его осеняет мысль завести поляков в непроходимую лесную чащу. Тайком от врагов он посылает Ваню предупредить Минина об опасности и уходит с поляками. Узнав о случившемся, Собинин с дружиной устремляется в погоню за врагами. Ваня сообщает русским воинам о приходе польского отряда. Ратники полны решимости разгромить врагов и Сусанина. Во главе с Мининым они выступают навстречу врагу. Глухим, непроходимым лесом бредут усталые, замерзшие поляки. Враги подозревают, что Сусанин сбился с пути. Наконец отряд останавливается на привал, поляки засыпают. Не спит Сусанин. Он знает, что его ждет смерть: поляки чуют правду. Тяжело умирать, но свой долг он выполнил. Поднимается метель, и в свисте ветра Сусанину чудятся голоса детей. Светлеет. Проснувшиеся поляки с ужасом убеждаются, что им не выбраться из глухих лесных дебрей. Сусанин, торжествуя, открывает панам страшную правду. Взбешенные поляки убивают его. В Москве, на Красной площади, народ приветствует русские войска. Здесь же Ваня, Антонида и Собинин. Народ празднует освобождение и славит героев, отдавших жизнь за победу над врагом.
Определение жанра (любовная, философская, гражданская, пейзажная, символистская) 1. Стихотворение «…» принадлежит к … лирике 2. Стихотворение представляет собой яркий пример ...лирики 3. Стихотворение может быть отнесено к … лирике Выявление лирического сюжета, переживания лирического героя 1. В основе содержания стихотворения – переживания лирического героя … 2. Можно сказать, что лирический герой… Тема - вопрос, которого касается автор 1. Автор «…» развивает традиционную тему… 2. Это стихотворение посвящено… 3. Это стихотворение можно рассматривать как размышление(рассуждение) о… Идейный уровень(идея, эмоция) 1. Автор хотел донести до читателя мысль о том… 2. Этим стихотворением автор хотел сказать, что… 3. Здесь высказано мнение автора… 4. В стихотворении четко улавливается настроение (радость, уныние, восторг, надежда) Выделение композиционных частей(если есть) – кульминационная часть, отступления, противопоставления частей, кольцевая композиция 1. Стихотворение состоит из … строф… 2. Произведение построено… 3. Оно имеет четкую структуру. .4. Кульминация стихотворения приходится на… Истолкование названия 1. Стихотворение названо так потому, что… Характеристика образов(существительные-образы)- 1. В первой строфе возникают образы (существительные)… 2. Во второй строфе автор говорит… Художественно-выразительные средства 1. Сквозь строфы тянется цепь тропов… 2. Автор, характеризуя образы, использует художественно-выразительные средства… 3. Здесь автору использование… 4. Немаловажную роль играют… Действия и состояния(глаголы-проблемы) 1. Автор использует глаголы, содержание которых отражает затронутые в тексте проблемы 2. ... отмечает (что?) ...описывает (что?) 3. ...касается (чего?) ... обращает внимание (на что?) ... напоминает (о чем? Пространство, время 1. Пространство представлено весьма интересно…( описание комнаты и всего что в ней, от общего к частному, от частного к общему, описание представлено сверху вниз, описание пространства в ширину, выход на уровень неба, космоса… )2. Автор в произведении затрагивает временные рамки настоящее, будущее) Стилистический уровень(лексика, рифма, синтаксис) 1. Автор в произведении использует (высокую, низкую) лексику 2. Автором использована (параллельная, перекрестная, опоясывающая) рифмовка … 3. Стихотворение написано с использованием… рифмовки… 4. Строфы имеют…рифмовку… 5. В стихотворении использованы такие синтаксические средства, как…(повторы: анафоры, эпифоры, инверсия, параллелизм, риторические вопросы, восклицания, умолчания) Используемые предложения построены …Фонический уровень(размер стиха, звукопись: аллитерация, ассонанс) 1. В основе ритмического рисунка – (пятистопный хорей…) 2. В основе ритма стихотворения – (пятистопный хорей…) 3. Размер стихотворения - ... 4. Специальный подбор созвучных гласных (согласных) усиливает впечатление…
Однажды поздней осенью, когда уже выпал женщина увидела на улицу маленькую девочку в летнем платье и босиком. Девочке не было холодно. Женщина забрала девочку к себе, так как ее никто не искал, девочка Таня осталась у женщины в доме. Это была странная девочка со странными Она умела разговаривать с животными, знала всё про северный полюс, умела читать мысли людей и многое другое. Однажды Тане позвонили и сказали, что сейчас придет ее дед. Открылась дверь, и вошел дед, весь в снегу, большой и красивый. Он забрал девочку и ушел, а потом сообщил бабушке, что у нее гостила Снегуорочка.
В старинном польском замке короля Сигизмунда III беспечно пирует надменная, уверенная в своей победе шляхта. Ярко освещенная зала полна веселящихся гостей. Внезапно танцы прерываются появлением гонца. Он сообщает о разгроме наемных войск и осаде польского отряда в Москве. Шляхта в смятении. Рыцари собираются в бой, хвастливо бряцая оружием, клянутся покорить «ненавистных смердов».
В доме Сусанина готовятся к свадьбе Антониды и Собинина. Приемный сын Сусанина Ваня мечтает идти вместе с Собининым против поляков. Вошедшие крестьяне поздравляют жениха и невесту, Сусанин приглашает их на свадьбу. Вдруг слышится конский топот. Дверь распахивается, и в избу входят поляки. Им нужен проводник, чтобы пройти к Москве. Напрасно враги уговаривают Сусанина — он не станет предателем. Тогда поляки предлагают Сусанину золото. Неожиданно Сусанин соглашается: его осеняет мысль завести поляков в непроходимую лесную чащу. Тайком от врагов он посылает Ваню предупредить Минина об опасности и уходит с поляками. Узнав о случившемся, Собинин с дружиной устремляется в погоню за врагами.
Ваня сообщает русским воинам о приходе польского отряда. Ратники полны решимости разгромить врагов и Сусанина. Во главе с Мининым они выступают навстречу врагу.
Глухим, непроходимым лесом бредут усталые, замерзшие поляки. Враги подозревают, что Сусанин сбился с пути. Наконец отряд останавливается на привал, поляки засыпают. Не спит Сусанин. Он знает, что его ждет смерть: поляки чуют правду. Тяжело умирать, но свой долг он выполнил. Поднимается метель, и в свисте ветра Сусанину чудятся голоса детей. Светлеет. Проснувшиеся поляки с ужасом убеждаются, что им не выбраться из глухих лесных дебрей. Сусанин, торжествуя, открывает панам страшную правду. Взбешенные поляки убивают его.
В Москве, на Красной площади, народ приветствует русские войска. Здесь же Ваня, Антонида и Собинин. Народ празднует освобождение и славит героев, отдавших жизнь за победу над врагом.