Рассказчик- фронтовик, отсидевший после войны в лагере 10 лет. Он стремится начать работать учителем где-нибудь в провинции подальше от города. Сначала он оказывается в деревне Высокое Поле, а оттуда перебирается в поселок Торфопродукт. Затем новым пунктом его остановки становится деревня Тальново. Там рассказчик поселяется в избе, хозяйкой которой является Матрена Васильевна Григорьева.
История ее жизни очень интересует автора. Муж Матрены - Ефим не вернулся с фронта. Сама Матрена не испытывала к нему чувств, так как должна была выйти замуж за его старшего брата Фаддея. Но Фаддей потерялся на фронтах Первой Мировой войны, а семья настояла на замужестве. Впоследствии оказалось, что Фаддей остался жив, он вернулся в родное село и чуть не убил Матрену и Ефима. Фаддей так сильно любил Матрену, что решил жениться на девушке с таким же именем. У них родилось шесть детей. Но, а дети Ефима и Матрены умирали во младенчестве. Матрена даже временно воспитывала дочку Фаддея Киру. Матрена никогда не жила для себя, все время для кого-то. Работала в доме, колхозе.
Автор приходит к выводу, что вот такие Матрены составляют основу русской земли. Но такое открытие совсем не радует. Если на таких старухах только и держится все, что же будет дальше с Россией. Матрена погибает нелепой смертью. Ее близкие люди на похоронах особо не переживают, думают об окончательном разделе дома Матрены.
Основу повести м. а. булгакова «собачье сердце» лег рискованный эксперимент. выбор такого сюжета булгаковым не случаен. все, что происходило тогда и что называлось строительством социализма, воспринималось автором “собачьего сердца” именно как эксперимент — огромный по масштабам и более чем опасный. скептично булгаков относился и к попыткам создания нового совершенного общества революционными, то есть не исключающими насилия, , к воспитанию теми же насильственными нового, свободного человека. для автора повести это было недопустимым вмешательством в естественный ход вещей, последствия которого могли оказаться плачевными для всех, в том числе и для самих “экспериментаторов”. об этом “собачье сердце” и читателя. новаторство же повести “собачье сердце” не только в сатирическом и юмористическом мастерстве булгакова, но и в сложной философской концепции этого произведения. по мнению автора “собачьего сердца”, человечество оказывается бессильным в борьбе с темными инстинктами, просыпающимися в людях. трагедия заключалась в том, что в жизни шариковы быстро расплодились. и уж они, говоря словами полиграфа полиграфыча, “душили-душили” таким образом, мы понимаем, что булгаков в повести “собачье сердце” с огромной впечатляющей силой, в своей излюбленной манере гротеска и юмора поставил вопрос о власти темных инстинктов в жизни человека. его сатира в адрес шариковых, швондеров, климов чугункиных достигала высшей степени мастерства и выразительности. симпатии булгакова на стороне преображенского. но веры в то, что темные инстинкты в жизни людей можно изжить то ли с науки, то ли с всеобщего усилия коллектива, — веры этой у писателя нет. можно сказать, что повесть окрашена в пессимистические тона. булгаков м. а. защищал общечеловеческие идеалы, клеймил пороки, которые, к сожалению, не изжиты до сих пор..
Перед весной бывают дни такие: под плотным снегом отдыхает луг, шумят деревья весело-сухие, и теплый ветер нежен и . и лёгкости своей дивится тело, и дома своего не узнаешь, и песню ту, что прежде надоела, как новую, с волнением поешь. лето 1915, слепнево стихотворение а. ахматовой состоит из восьми строчек. оно несет в себе сложное поэтическое настроение. лирический герой радуется наступлению весны, видит ее особые приметы. в начале стихотворения изображаются конец февраля и начало марта. луг, отдыхающий под плотным снегом. какие поэтические приемы использует автор? с какой целью? – луг «отдыхает» – олицетворение, «шумят» – олицетворение, деревья «весело – сухие» – метафора. эти поэтические приемы позволяют поэту представить и луг, скрытый под снегом, и голые деревья, наступление весны. – чем отличаются первое и второе четверостишия? как удалось автору передать это? – в первом четверостишии выражается настроение ожидания, поэтому при чтении этих строчек преобладает повествовательная интонация. резкий перелом в настроении лирического героя становится заметным во втором четверостишии: и легкости своей дивится тело (глагол «дивится» – высоко – поэтическое) в сочетании с существительным «легкость» (от прилагательного «легкий» ) и нейтральным «тело» особое настроение умиротворения. – четыре строчки начинаются с союза «и» , играющего не только сочинительную, но и усилительную роль. этот прием называется анафорой. еще какие настроения в душе поэта? – «и дома своего не узнаешь» – в значении «все обыденное воспринимается как новое» . – в следующих двух строчках поэт продолжает развивать мысль, настроение, наметившиеся в начале второго четверостишия. – что еще волнует душу поэта? – знакомая песня, которая воспринимается им как новая. – какие слова выразить состояние души поэта? – – «с волнением поешь» . для стихотворения характерна сдержанно-радостная интонации. такая интонация определяет звучание многих стихотворений анны ахматовой. в этом своеобразие её восприятия мира, самобытность поэтического мира. подведем итог. итак, о чем же размышляет автор в своем стихотворении? какое настроение оно передает? каким чувством оно пронизано? объясните значение выражений: отдыхает луг; ветер нежен и ; легкости своей дивится тело. какую роль они играют? что нового открыли вы для себя на уроке? какие выводы сделали? погасим свечу – символ поэзии. надеюсь огонь, зажженный в ваших душах ахматовой будет согревать вас всегда. вы правы, она научила нас не сдаваться, жить по совести, не терять человеческого ни при каких обстоятельствах и видеть мир во всем его многообразии.
История ее жизни очень интересует автора. Муж Матрены - Ефим не вернулся с фронта. Сама Матрена не испытывала к нему чувств, так как должна была выйти замуж за его старшего брата Фаддея. Но Фаддей потерялся на фронтах Первой Мировой войны, а семья настояла на замужестве. Впоследствии оказалось, что Фаддей остался жив, он вернулся в родное село и чуть не убил Матрену и Ефима. Фаддей так сильно любил Матрену, что решил жениться на девушке с таким же именем. У них родилось шесть детей. Но, а дети Ефима и Матрены умирали во младенчестве. Матрена даже временно воспитывала дочку Фаддея Киру. Матрена никогда не жила для себя, все время для кого-то. Работала в доме, колхозе.
Автор приходит к выводу, что вот такие Матрены составляют основу русской земли. Но такое открытие совсем не радует. Если на таких старухах только и держится все, что же будет дальше с Россией. Матрена погибает нелепой смертью. Ее близкие люди на похоронах особо не переживают, думают об окончательном разделе дома Матрены.
постараюсь найти ещё меньше