Существует первый период древнерусской литературы : он длится от XI до первой трети XII века. Отличается относительным единством литературы и в целом характеризуется как период ученичества. Преобладают повести и житие святых. Затем идет второй период - от второй трети XII до первой трети XIII века. Такой период характеризуется появлением областных литературных центров (Владимир, Ростов, Смоленск, Галич, Полоцк, Туров). Здесь основной жанр - поэма. Третий период литературы начинается от трети XIII и до конца XIV века. Темы и сюжеты трагические, связанные с манголо-татарским нашествием. Господствует одна тема - героическая, сопряженная с верой в национальное возрождение. Жанры - повести. Далее четвертый период, который начинается в конце XIV века и заканчивается в XV веке. Здесь подъем национального самосознания, проявившегося в идее собирания земель, в формировании нравственного идеала. Жанры - в основном жития святых. Пятый период - конец XV - XVI века. Характеризуется слиянием областных литератур в общерусскую. Достигает необычайного рассвета публицистика. Жанр - повести, жития святых. Шестой период делится на две части. Первая начинается в начале XVII века и заканчивается в 60е годы. Здесь разрушается старый метод изображения действительности и обновляется жанровая система. Вторая часть начинается с 60х годов и заканчивается в конце XVII века. Тут литература расчленяется на демократическую и официальную. Общим становится внимание к человеку, усиливается автобиографическое начало.
Это реалистическое произведение, в котором ярко и жизненно описан быт горцев, изображена природа Кавказа. Оно написано доступным для детей языком, близким к сказочному. Повествование ведется от лица рассказчика. Основные события группируются вокруг приключений русского офицера Жилина, который попал в плен к горцам. Сюжет повести развивается динамично, поступки героя представлены как серия красочных, выразительных картин. Напряженно и драматично изображается побег Жилина, торопившегося скрыться затемно: «Он спешит, а месяц все скорее выбирается; уж и направо засветились макушки. Стал подходить к лесу, выбрался месяц из-за гор — бело, светло совсем, как днем». Основной прием повести — противопоставление; контрастно показаны пленные Жилин и Костылин. Даже внешность их обрисована контрастно. Жилин и внешне энергичен, подвижен. «На всякое рукоделье мастер был», «Хоть невелик ростом, а удал был»,— подчеркивает автор. А в облике Костылина на первый план Л. Толстой выдвигает неприятные черты: «мужчина грузный, пухлый, запотел». Контрастно показаны не только Жилин и Костылин, но и быт, обычаи, люди аула. Жители изображаются так, как видит их Жилин. В облике старика татарина подчеркиваются жестокость, ненависть, злоба: «нос крючком, как у ястреба, а глаза серые, злые и зубов нет — только два клыка». Вызывает самую теплую симпатию образ девочки-татарки Дины. В Дине подмечены черты искренности, непосредственности. Она села на корточки, начала камень выворачивать: «Да ручонки тонкие, как прутики,— ничего силы нет. Бросила камень, заплакала». Эта маленькая девочка, очевидно обделенная лаской, постоянно оставляемая без присмотра, потянулась к доброму, по-отечески относившемуся к ней Жилину. «Кавказский пленник» — самое поэтическое и совершенное произведение в «Русских книгах для чтения». В нем воплотилось единство эстетического и педагогического начал. Л. Н. Толстой внес значительный вклад в развитие детской литературы. Произведения для детей тесно связаны со всем творческим наследием великого писателя. В советское время с каждым годом растет число изданий детских рассказов Толстого. Они выходят почти на всех языках нашей многонациональной страны. Произведения Л. Толстого введены в учебные книги для начальной и средней школы. Они входят в программу дошкольного воспитания. Рассказы Толстого для детей выходят в сериях «Мои первые книжки», «Книга за книгой», «Школьная библиотека» и др
Тема "Над чем меня заставил задуматься рассказ Л. Н. Толстого "Кавказский пленник""
В четвертую книгу для чтения Л. Толстой поместил повесть «Кавказский пленник» . Это реалистическое произведение, в котором ярко и жизненно описан быт горцев, изображена природа Кавказа. Оно написано доступным для детей языком, близким к сказочному. Повествование ведется от лица рассказчика. Основные события группируются вокруг приключений русского офицера Жилина, который попал в плен к горцам. Сюжет повести развивается динамично, поступки героя представлены как серия красочных, выразительных картин. Напряженно и драматично изображается побег Жилина, торопившегося скрыться затемно: «Он спешит, а месяц все скорее выбирается; уж и направо засветились макушки. Стал подходить к лесу, выбрался месяц из-за гор — бело, светло совсем, как днем» .
Основной прием повести — противопоставление; контрастно показаны пленные Жилин и Костылин. Даже внешность их обрисована контрастно. Жилин и внешне энергичен, подвижен. «На всякое рукоделье мастер был» , «Хоть невелик ростом, а удал был», — подчеркивает автор. А в облике Костылина на первый план Л. Толстой выдвигает неприятные черты: «мужчина грузный, пухлый, запотел» . Контрастно показаны не только Жилин и Костылин, но и быт, обычаи, люди аула. Жители изображаются так, как видит их Жилин. В облике старика татарина подчеркиваются жестокость, ненависть, злоба: «нос крючком, как у ястреба, а глаза серые, злые и зубов нет — только два клыка» .
Вызывает самую теплую симпатию образ девочки-татарки Дины. В Дине подмечены черты искренности, непосредственности. Она села на корточки, начала камень выворачивать: «Да ручонки тонкие, как прутики, — ничего силы нет. Бросила камень, заплакала» . Эта маленькая девочка, очевидно обделенная лаской, постоянно оставляемая без присмотра, потянулась к доброму, по-отечески относившемуся к ней Жилину.
«Кавказский пленник» — самое поэтическое и совершенное произведение в «Русских книгах для чтения» . В нем воплотилось единство эстетического и педагогического начал. Л. Н. Толстой внес значительный вклад в развитие детской литературы. Произведения для детей тесно связаны со всем творческим наследием великого писателя. В советское время с каждым годом растет число изданий детских рассказов Толстого. Они выходят почти на всех языках нашей многонациональной страны. Произведения Л. Толстого введены в учебные книги для начальной и средней школы. Они входят в программу дошкольного воспитания. Рассказы Толстого для детей выходят в сериях «Мои первые книжки» , «Книга за книгой» , «Школьная библиотека» и др.
В рассмотренном произведении особое место занимает тема истинных и ложных ценностей, истинной красоты. Красота, не только гор, но и человека. Для Толстого это - истинная красота души, поступков, человеческих чувств.
Затем идет второй период - от второй трети XII до первой трети XIII века. Такой период характеризуется появлением областных литературных центров (Владимир, Ростов, Смоленск, Галич, Полоцк, Туров). Здесь основной жанр - поэма.
Третий период литературы начинается от трети XIII и до конца XIV века. Темы и сюжеты трагические, связанные с манголо-татарским нашествием. Господствует одна тема - героическая, сопряженная с верой в национальное возрождение. Жанры - повести.
Далее четвертый период, который начинается в конце XIV века и заканчивается в XV веке. Здесь подъем национального самосознания, проявившегося в идее собирания земель, в формировании нравственного идеала. Жанры - в основном жития святых.
Пятый период - конец XV - XVI века. Характеризуется слиянием областных литератур в общерусскую. Достигает необычайного рассвета публицистика. Жанр - повести, жития святых.
Шестой период делится на две части. Первая начинается в начале XVII века и заканчивается в 60е годы. Здесь разрушается старый метод изображения действительности и обновляется жанровая система.
Вторая часть начинается с 60х годов и заканчивается в конце XVII века. Тут литература расчленяется на демократическую и официальную. Общим становится внимание к человеку, усиливается автобиографическое начало.