Самуил Маршак – русский писатель. Литературный талант в нем пробудился с детства – он придумывал стихотвореньица и записывал их в свою тетрадь. Его талант рос на встречах с людьми, которые поддержали мальчика: и родители, и учителя, а со временем и известный певец Федор Шаляпин, литератор Владимир Стасов приложили силы, чтобы талант мальчика не распылился.
Маршак поехал учиться в Петербург, а завершал образование в Англии. Возвратившись из-за границы, Самуил Маршак активно берется за создание детских домов, именно ему принадлежит идея создания и детских театров, для которых он и пишет свои сказки-пьесы. Одна из них – «Двенадцать месяцев».
В большинстве сказок раскрывается тема борьбы добра и зла. Но каждый автор раскрывает эту тему под новым углом зрения. Самуил Маршак в своей сказке «Двенадцать месяцев» ставит на передний план очень трудные и вместе с тем интересные вопросы: есть ли покорность составляющей доброты? Может ли твердый и несокрушимый человек быть добрым? Может ли безропотный человек увеличивать зло в мире?
Каждый образ сказки воплощает ответ на эти вопросы. Образ падчерицы сложный и преисполнен противоречий. С первой точки зрения, перед нами возникает будто пусть самый покорный человек в мире, и со временем мы понимаем, что это не так, что ее послушание мачехе был обусловлен не бессмысленной покорностью, а во-первых, настоящей добротой (и это можно доказать ее волнением о мачехе и сестре, когда их превратили в собак), а во-вторых, обычной безысходностью.
Упрямство падчерицы во всей полноте показано в сцене с Принцессой, когда последняя просила рассказать ее о том, где она достала подснежники. Бедная девушка обещала братьям-месяцам никому не рассказывать об этом. Принцесса раздела ее в злой мороз, грозилась бросить в прорубь, но молодая героиня оставалась верной себе и своим обещаниям, поэтому ничего не рассказала принцессе.
Итак, когда в сердце человека властвуют доброта, честь и верность, упрямство не потерять эти черты, и она становится внутренне чрезвычайно привлекательной. Опасное другое объединение черт характера в человеке: злость, глупость и упрямство. В этом случае упрямство действительно может прибавить горечи в и без того не сладкую душу. И это мы видим на примере принцессы, которая тоже, конечно, не была покорной, но, в отличие от падчерицы, это приносило не добро, а зло. Очень интересно то, что самодурство принцессы формировалось под влиянием именно таки покорности. Покорность человека слабого, боязливого, неуверенного, хитроватого, глуповатого порождает большое зло. В этом нас уверяет автор, изображая образы мачехи и ее дочери, гофмейстерины и других царедворцев.
Так сказать, на раздорожье обрисованный учитель, который все время борется со своей боязливой покорностью противостоять злу и насилию наделены лишь люди, уверенный автор. И если существо, которое внешне напоминает человека, становится подхалимом, оно превращается в животных. Эта идея раскрывается в сказке в момент преобразования Мачехи и ее дочери в собак.
Азования Мачехи и ее дочери в собак. А особенно в ответе аря принцессе на ее превратить ее собачек, которые ходят на задних лапках, в людей: «Нет, если они на задних лапках ходят, то их в людей уже не превратить. Были собаками – собаками и останутся…
» С. Маршак уверяет нас в том, что покорность не всегда несет в себе мир. Часто она служит причиной очень отрицательных следствий, как например, самодурство у человека, относительно которого проявляли покорность. В то самое время противоположная черта характера – упрямство – становится положительным только в том случае, когда оно принадлежит человеку с добрым и верным сердцем.
Случилось это давным-давно в городе во Киеве. Правил Киевом великий князь, звали его Владимиром.
Вот однажды собрал князь гостей; князей да бояр на пир честной. Сидят гости на пировании в палатах белокаменных - пьют, едят, да друг пред дружкой похваляются. Только один гость сидит не хвастает, зовут его Ставром Годиновичем. И спросил его князь: "Что молчишь, сидишь Ставрушка? Али нечем тебе похвастаться". Отвечает ему Ставр: "Есть у меня, светлый князь, и золота и серебра предостаточно. Но свою жену Василису я ценю дороже злата-серебра! Нет ей равной по уму по всей Руси Великой, всех она перехитрит!"
Не понравились князю таковы слова гостя честного и задумал Владимир нехорошее. Приказал он своим слугам схватить Ставра Годиновича, посадить его в погреба глубокие. "Если женушка твоя такая умная, пусть сумеет тебя оттуда высвободить".
И дошли худые вести до терема Василисы Микуличны. Как узнала она, что муж ее сидит в темном погребе, стала она думать - как его освободить из острога. И подумала она: "Деньгами его не выкупишь, силою не выручишь, а могу его своею догадкою, женской хитростью, да изворотливостью".
Первым наперво - отрезала она косоньки свои длинные, уложила волосы по молодецки. Назвалась добрым молодцом Василием Микуловичем и отправилась из терема высокого в путь - выручать мужа любимого.
Приезжает она к князю Владимиру, в его палаты белокаменные, называется добрым молодцем и просит себе в жены княжескую дочь. Но княжна молодая догадывается, что это женщина и просит: "Испытай его, батюшка!" Говорит тогда князь: "Не угодно ли тебе сходить в баньку - попариться?" Отвечает тот: "Не худо бы!"
Только собрался князь в баню, а гость уже выходит: "С легким паром!" Раздосадовался князь и говорит ему на другой день: "Неугодно ли после баньки отдохнуть?" Отвечает Василий: "Не худо бы!" В спаленке он головой ложиться, где ногам быть, а ногами ложиться на подушечку. Тут вошел князь, посмотрел: есть широкие плечи богатырские! А на третий день говорит ему князь: "Не угодно ли с моими дворянами потешиться. Сходить на широкий двор, в колечко золоченое стрелять".
Дворяне стреляли не попали, Василий Микулович стрелял - попал. И с боярами потешился: взял одного одной рукой, другого другой, а третьего посередочке и всех лбами свел, за раз он наземь троих положил.
Испугался князь и отдал за него дочь. Настал день свадьбы, но не весел сидит жених. Говорит: "Грустно у тебя князь, музыканты играют - что собаки воют!" Говорит князь: "Так нет других!" Изумился жених: "Как нет, а слыхал я, что у тебя во погребах томится Ставр - именитый гусляр! Выпусти его, сделай милость!"
Вышел тут Ставр, так и разоблачилась Василиса . Удивился Ставр: "А где же твои косы шелковые?" Василиса ему: "А косами я тебя из погреба высвободила!" Тут стыдно стало князю и отпустил он их с миром. И ушли они, и зажили счастливо