Прочитав этот рассказ ещё в школе, у меня остались горькие воспоминания об этой трагической истории. Там затронуты несколько проблем. Во-первых, бесправие крепостных, дальше возмущает отношение господ к своим подчинённым, основная душещипательная история глухонемого слуги — крестьянина Герасима.
Этот рассказ ярко показывает сумасбродство барыни, которая вырвала Герасима из его родной, деревенской среды в город, потому что он был силён, вынослив и трудолюбив, а главное безмолвен. Он был удобным работником, хорошо исполняющим любое дело, за что бы не брался.
На примере Герасима автор показал насколько жестоко могли обходиться господа со своими крепостными.
Человек, который и без того лишён многого — он подневолен, лишён речи и слуха, один-одинёшенек на всём белом свете, по желанию барыни не смог жениться на любимой девушке. Была у него верная собачка Муму, которая скрашивала тяжёлую жизнь Герасима, он привязался к ней. Но барыня решила, что нет места в доме для собаки... и ему пришлось избавиться от Муму.
Тургенев показывает, что крепостной народ был безмолвен и бесправен. Но это не может продолжаться вечно. Наступает время, когда чувство достоинства, справедливости и свободолюбия просыпается, наступает предел терпению.
Всё произошедшее, драматичное в жизни Герасима и есть показатель того — когда ничто не может остановить решение человека вырваться из рабства, уйти и жить по-своему, а не под диктовку господ-тиранов.
Этот рассказ учит нас не быть бессловесными исполнителями чужой воли.
Надо иметь своё мнение, жизненную позицию и действовать по совести, чтобы потом не мучиться от угрызений совести за совершённые или не совершённые поступки по чужой прихоти, а не по собственной воле. Надо бороться и двигаться вперёд
Признаков сказки в этом произведении немало. Тот факт, когда Филька, немного злой и невоспиптанный мальчик, обидел ни за что ни про что бедного коня, и вдруг началась ужасная буря, ветер, метель, и все это продолжалось до вечера. Как в сказке "Снежная королева", когда вдруг начинается сильная пурга и прилетает снежная колорева. Только тут никто не прилетел, но элемент сказки есть. Ребенок обидел коня - тут же началась завирюха. Или тот элемент сказки, когда бабушка рассказывает о том, что однажды человек обидел старого солдата и началась долгая засуха после этого момента, а злой человек умер от переохлаждения сердца.
Однажды Садко на пиру похвастал, что скупит все товары в Новгороде; действительно, два дня Садко скупал все товары в гостином ряду, но на третий день, когда подвезли товары московские, Садко сознался, что ему не скупить товаров со всего свету белого. После этого Садко нагрузил товарами 30 кораблей и поехал торговать; по дороге корабли вдруг остановились, несмотря на сильный ветер; Садко, догадываясь, что морской царь требует дани, бросил в море бочки золота, серебра и жемчуга, но напрасно; тогда решено было, что царь морской требует живой головы; жребий выпал на Садко, который, захватив с собою гусли, велел спустить себя в море на дубовой доске.
Садко очутился в палатах морского царя, который объявил ему, что потребовал его, чтобы послушать его игру. Под звуки игры Садко царь морской пустился плясать, вследствие чего взволновалось море, корабли начали тонуть и много народу православного гибнуть; тогда Микола угодник под видом старца седого явился к Садко и велел ему прекратить игру, оборвав струны гуслей. Затем царь морской требует, чтобы Садко женился на морской девице по своему выбору.
По совету Миколы Садко выбирает девицу Чернаву; после свадебного пира Садко засыпает и просыпается на берегу реки Чернавы. В благодарность за Садко соорудил церкви Николе Можайскому и Пресвятой Богородице. В некоторых вариантах Садко разрешает спор морского царя с царицей о том, что на Руси дороже — золото или булат, и решает его в пользу булата.
В одной былине о Садко в сборнике Кирши Данилова Садко является не природным новгородцем, а приезжим с Волги молодцом, которому Ильмень-озеро разбогатеть в благодарность за переданный ему Садком поклон от сестры Ильменя, Волги: наловленная в большом количестве рыба обратилась в золотые и серебряные деньги. Садко сам не совершает геройских подвигов: ему вменена в подвиг его торговая деятельность; таким образом, Садко является представителем новгородской торговли, купцом-богатырём.
Древнейшей основой былины о Садко была, вероятно, песня об историческом лице Съдке Сытинець (или Сотко Сытиничь) , упоминаемом в летописи под 1167 года в качестве строителя церкви Бориса и Глеба в Детинце в Новгороде. К имени этого лица приурочены различные сказочные мотивы, восходящие частью к местным легендам, частью к международным бродячим сказочным сюжетам. Так, в новгородских и ростовских легендах упоминается о гибнувшего и плывущего на доске человека; по русским народным верованиям, св. Никола слывёт скорым на водах и даже называется «морским» и «мокрым» .
Рассказы о том, что подземный или подводный царь, залучив в своё царство героя, хочет удержать его, женив на своей дочери, также весьма часты и в сказках. Так, в одном киргизском сказании рассказывается, как один человек, нырнув в воду, очутился в царстве властителя вод Уббе, служил там несколько лет, женился на дочери визиря, а потом с волшебной зелёной палки вернулся на землю и разбогател.