родился 28 августа 1828 года в крапивенском уезде тульской губернии, в наследственном имении матери — ясной поляне. был 4-м ребёнком; его три старших брата: николай (1823—1860), сергей (1826—1904) и дмитрий (1827—1856). в 1830 году родилась сестра мария (1830—1912). его мать умерла, когда ему не было ещё 2-х лет.
воспитанием осиротевших детей занялась дальняя родственница т. а. ергольская . в 1837 году семья переехала в москву, поселившись на плющихе, потому что старшему сыну надо было готовиться к поступлению в университет, но вскоре внезапно умер отец, оставив дела (в том числе некоторые связанные с имуществом семьи тяжбы) в незаконченном состоянии, и трое младших детей снова поселились в ясной поляне под наблюдением ергольской и тётки по отцу, графини а. м. остен-сакен, назначенной опекуном детей. здесь лев николаевич оставался до 1840 года, когда умерла графиня остен-сакен и дети переселились в казань, к новой опекунше — сестре отца п. и. юшковой.
дом юшковых, несколько провинциального пошиба, но типично светский, принадлежал к числу самых весёлых в казани; все члены семьи высоко ценили внешний блеск. «добрая тётушка моя, — рассказывает толстой, — чистейшее существо, всегда говорила, что она ничего не желала бы так для меня, как того, чтобы я имел связь с замужнею женщиною: rien ne forme un jeune homme comme une liaison avec une femme comme il faut»(«исповедь»).
ему хотелось блистать в обществе, заслужить репутацию молодого человека; но внешних данных для того у него не было: он был некрасив, как ему казалось, неловок, и, кроме того, ему мешала природная застенчивость. всё то, что рассказано в «отрочестве» и «юности» о стремлениях иртеньева и нехлюдова к самоусовершенствованию, взято толстым из собственных его аскетических попыток. разнообразнейшие, как их определяет сам толстой, «умствования» о главнейших вопросах нашего бытия — счастье, смерти, боге, любви, вечности — болезненно мучили его в ту эпоху жизни, когда сверстники его и братья всецело отдавались весёлому, лёгкому и беззаботному времяпрепровождению богатых и знатных людей. всё это к тому, что у толстого создалась «привычка к постоянному моральному анализу», как ему казалось, «уничтожившему свежесть чувства и ясность рассудка» («юность»).
образованиеего образование шло сначала под руководством гувернёра-француза сен-тома? (m-r жером «отрочества»), заменившего собою добродушного немца ресельмана, которого он изобразил в «детстве» под именем карла ивановича.
в возрасте 15-и лет, в 1843 году, вслед за братом дмитрием, поступил в число студентов казанского университета, где профессорствовали на факультете лобачевский, а на восточном — ковалевский. до 1847 года готовился здесь к поступлению на единственный в россии того времени восточный факультет по разряду арабско-турецкой словесности. на вступительных экзаменах он, в частности, показал отличные результаты по обязательному для поступления «турецко-татарскому языку».
из-за конфликта его с преподавателем российской и , неким ивановым, по результатам года, имел неуспеваемость по соответствующим предметам и должен был заново пройти программу первого курса. во избежание полного повторения курса он перешёл на юридический факультет, где его проблемы с оценками по российской и продолжались. на последнем был учёный-цивилист мейер; толстой одно время заинтересовался его лекциями и даже взял себе специальную тему для разработки — сравнение «esprit des lois» монтескьё и екатерининского «наказа». из этого, однако, ничего не вышло. на юридическом факультете лев толстой пробыл менее двух лет: «всегда ему было трудно всякое навязанное другими образование, и всему, чему он в жизни выучился, — он выучился сам, вдруг, быстро, усиленным трудом», — пишет толстая в своих «материалах к биографии л. н. толстого».
именно в это время, находясь в казанском госпитале, начал вести дневник, где, подражая франклину, ставит себе цели и правила по самосовершенствованию и отмечает успехи и неудачи в выполнении этих , анализирует свои недостатки и ход мыслей и мотивы своих поступков. в 1904 году вспоминал: «…я первый год … ничего не делал. на второй год я стал заниматься. . там был профессор мейер, который … дал мне работу — сравнение „наказа“ екатерины с „esprit des lois“ монтескье. … меня эта работа увлекла, я уехал в деревню, стал читать монтескье, это чтение открыло мне бесконечные горизонты; я стал читать руссо и бросил университет, именно потому, что захотел заниматься».
По своему художественному облику "Повесть о житии Александра Невского" отличается от предшествующих произведений жанра ярко выраженным соединением признаков воинской повести и жития. Это сказалось прежде всего в композиции памятника. Автор сохранил традиционное вступление, начал основную часть с упоминания о благочестивых родителях Александра, как это было принято. Но вместо рассказа о детстве героя, чьи поступки уже в этот период должны были выявить присущие ему добродетели, появляется своеобразный "портрет" Александра Невского, построенный на основе сравнения его качеств с чертами библейских героев: силой Самсона, премудростью Соломона, красотой Иосифа, храбростью римского царя Ве Эта характеристика служит экспозицией для развития дальнейшего действия в житии, состоящего, как определял канон, из эпизодов, отражающих наиболее значительные подвиги главного героя.
Первый и наиболее важный фрагмент — рассказ о битве Александра со шведами на Неве. Мотивировка событий носит легендарный характер и связана с упомянутой выше характеристикой героя. Автор повествует о некоем Андреяше-иноземце, который, увидев Александра Ярославича, похвалил его в своей стране. Тогда король этой страны решил помериться силой с ним и пошел на него войной. В дальнейшем же структура рассказа о Невской битве повторяет построение воинской повести: прежде всего, четко выделяются три основные части, свойственные этому жанру. Первая — подготовка битвы — содержит молитву Александра в храме Святой Софии, повествование о сборе войска и речь полководца, ободряющего воинов известными словами: «Не в силахъ Богъ, но въ правде» В рассказе о выступлении войска использована формула «в мале дружине», затем точно указана по церковному календарю дата прихода войск к месту битвы. В то же время в этой части присутствует элемент, свойственный в ту эпоху в большей мере не воинской повести, а житию — видение Бориса и Глеба воину Александра Пелгую, которое предвещает победу в будущем сражении.
Во второй части эпизода подробно описана битва. Вначале точно указывается время ее начала — «в 6 часъ дне», а затем автор останавливается на подвигах шести новгородцев-дружинников Александра, называя каждого по имени и рассказывая о его деяниях. Подчеркивается автором мужество русского полководца, который «самому королевы взложи печать на лице острымъ своимъ копьем». Наряду с конкретным описанием событий, свойственным воинской повести, в этой части также появляется элемент, свойственный житиям, — рассказ о чуде за рекой Ижорой, где стояли шведы, куда не могли пройти русские воины и где после битвы обнаружили множество врагов, «избьеныхъ отъ ангела Господня».
Третья часть эпизода кратко описывает результаты битвы.
Таким образом, этот фрагмент "Повести о житии Александра Невского" в целом представляет собой воинскую повесть событийно-повествовательного типа, внутрь которой вкраплены два «малых жанра», широко использовавшихся житиями: видение и чудо.
Последующие эпизоды центрального повествования в житии соединены хронологически и представляют наиболее важные, с точки зрения создателя произведения, деяния Александра: освобождение Копорья и Пскова от немцев; Ледовое побоище, рассказ о котором облечен в форму воинской повести информативного типа, причем описание битвы дается в воинских формулах; поездка князя к Батыю по его требованию, сведения о которой носят легендарный характер; возрождение земли после нашествия Неврюя; отказ от приема римских послов, желавших поучить князя своей вере. Последнюю часть повествования составляют рассказ о смерти Александра во время возвращения из второй поездки в Орду, сообщение о прощании с ним суздальцев, словах митрополита Кирилла, называющего князя «солнцем земли суздальской», и чудо с «душевной грамотой», произошедшее в момент погребения.