Так распорядилась природа, что из всех земных существ именно человеку повезло иметь разум и возможность выбора. Выбирает человек всю свою жизнь. Сделав шаг, он встаёт перед выбором: вправо или влево, куда идти дальше. Чем руководствоваться при выборе: чувствами или разумом? Человек делает ещё один шаг и снова выбирает, и так шагает до конца жизненного пути. Одни идут быстрее, другие - медленнее, и результат бывает разный: делаешь выбор по велению сердца и падаешь в бездонную пропасть, руководствуешься разумом и попадаешь ногой на эскалатор в небеса. Человек волен выбирать работу, пристрастия, увлечения, мысли, мировоззрения, любовь. И каждый раз он невольно оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
В рассказе Бунина "Чистый понедельник" героиня безымянна. Имя не важно, имя для земли, а Бог знает каждого и без имени. Бунин называет героиню - она. Она с самого начала была странной, молчаливой, необычной, будто чужой всему окружающему миру, глядящей сквозь него, "всё что-то думала, всё как будто во что-то мысленно вникала; лёжа на диване с книгой в руках, часто опускала её и вопросительно глядела перед собой". Она часто ходила в церкви, посещала обители, старые кладбища. Может показаться странным, что она совмещала эти занятия с походами в театры, рестораны, чтением модных книг, общением с богемным обществом. Чувствует ли героиня симпатию к мирской жизни, к развлечениям светского общества? Ей явно это нравится. Так что же её томит? Словно кто-то заставляет её размышлять о том, что только в соприкосновении с вечным, духовным она сможет обрести покой. Ее сознание разорвано, гармония души нарушена. Она напряженно ищет что-то свое, цельное, героическое, самоотверженное и находит свой идеал в служении Богу. Настоящее кажется ей жалким, несостоятельным, и даже чувства, которые она испытывает к молодому человеку, не могут удержать ее в мирской жизни. И вот, наконец, она решилась. В последние дни мирской жизни она испила её чашу до дна, простила всех в Прощёное воскресенье и очистилась от пепла этой жизни в "чистый понедельник": ушла в монастырь. "Нет, в жёны я не гожусь",- она с самого начала знала, что брак не для неё. Ей суждено быть вечной невестой, невестой Христа. Она выбрала свой путь, руководствуясь разумом.
Есть что-то общее в судьбе героев повестей «Леди Джен, или Голубая цапля» («Lady Jane», 1889) и «Приемыш черной Туанетты» («Toinette’s Philip», 1894). И Джен, и Филипп — приемыши, их происхождение, их семейные связи окружены глубокой тайной.
Правда, читателю «Леди Джен» хорошо известна печальная предыстория, объясняющая, почему девочка оказалась в руках чужой женщины. Но хотя Джен в дни скитаний постоянно помнит и о своей маме, и об отце, и об их общей счастливой жизни в прериях, ничего из этого она никому не может объяснить: очнувшись после тяжелой болезни в чужом доме, Джен уже была одна, и от нее скрыли смерть мамы.
Наверно, многие люди любят время. Время учит людей всем премудростям жизни, залечивает душевные раны. "Время - движущийся образ неподвижной вечности", как ещё несколько веков назад сказал знаменитый французский поэт Жан Батист Руссо. Но есть у времени некий порок: являясь учителем многих мудрецов, оно убивает своих учеников, при этом разрушая горы и уничтожая равнины.. . Единственное, что не может поглотить и превратить в прах время - это книги, бесценные фолианты былой и новой культуры, хранящие в себе историю многих тысячелетий. Книги писались всегда. Исчезали в песке Небытия длинноногие годы, эпоха сменяла эпоху, литература менялась, а смысл... смысл всегда оставался тем же. Любовь, надежда политика.. . И в XVIII, и в XXI веках люди задумывались и по сей день думают о похожих вещах, ведь именно они и содержат в себе ЖИЗНЬ - то, что таит в себе смысл человеческого существования. Но несмотря на схожий "сюжет", знакомую всем идею, в современно мире сложно воспринимать литературу столетий. Классицизм, подчеркивающий гармонию формы и содержания, сентиментализм, в котором ныне безмолвная природа расцветает вместе с героями произведений - всё это кажется лишь сказкой, миражом, выдумкой гениального автора, вовсе не похожей на жизнь людей XXI века. Впрочем, нельзя судить литературу старого времени только с "проблемной" стороны. Возьмём, к примеру, замечательную повесть Н. М. Карамзина "Бедная Лиза". Нежная история о горячей любви, апогеем которой является смерть главной героини, затрагивает душу каждого читателя. Пробегая глазами трепетные строки, мы задумываемся не только о судьбе крестьянки Лизы, но и о многих людях, что отдали свои жизни, не пережив предательства любимых. И посудите сами - разве в наше время не было подобных трагедий? Жизнь, сменяя эпохи, почти никогда не меняет своего хода. По крайней мере, пока. Книги, написанные в XVIII веке поистине потрясающи. Настоящая дружба, благородные поступки.. . Букет эмоций, собранный писателем, благоухает и по сей день. Данные литературные цветы никогда не засохнут, ведь их смысл, нравоучения современному человеку уже долгие годы, и, конечно, это ещё не предел.. . Писателям и поэтам XXI столетия никогда не достичь той высокой планки, что когда-то создали их предшественники - гениальные люди, написавшие вечные произведения. И думаю, стоит воспринять это как данность, и поверить времени. Ведь только оно решает, какое произведение в литературе будет ЖИТЬ.
Так распорядилась природа, что из всех земных существ именно человеку повезло иметь разум и возможность выбора. Выбирает человек всю свою жизнь. Сделав шаг, он встаёт перед выбором: вправо или влево, куда идти дальше. Чем руководствоваться при выборе: чувствами или разумом? Человек делает ещё один шаг и снова выбирает, и так шагает до конца жизненного пути. Одни идут быстрее, другие - медленнее, и результат бывает разный: делаешь выбор по велению сердца и падаешь в бездонную пропасть, руководствуешься разумом и попадаешь ногой на эскалатор в небеса. Человек волен выбирать работу, пристрастия, увлечения, мысли, мировоззрения, любовь. И каждый раз он невольно оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
В рассказе Бунина "Чистый понедельник" героиня безымянна. Имя не важно, имя для земли, а Бог знает каждого и без имени. Бунин называет героиню - она. Она с самого начала была странной, молчаливой, необычной, будто чужой всему окружающему миру, глядящей сквозь него, "всё что-то думала, всё как будто во что-то мысленно вникала; лёжа на диване с книгой в руках, часто опускала её и вопросительно глядела перед собой". Она часто ходила в церкви, посещала обители, старые кладбища. Может показаться странным, что она совмещала эти занятия с походами в театры, рестораны, чтением модных книг, общением с богемным обществом. Чувствует ли героиня симпатию к мирской жизни, к развлечениям светского общества? Ей явно это нравится. Так что же её томит? Словно кто-то заставляет её размышлять о том, что только в соприкосновении с вечным, духовным она сможет обрести покой. Ее сознание разорвано, гармония души нарушена. Она напряженно ищет что-то свое, цельное, героическое, самоотверженное и находит свой идеал в служении Богу. Настоящее кажется ей жалким, несостоятельным, и даже чувства, которые она испытывает к молодому человеку, не могут удержать ее в мирской жизни. И вот, наконец, она решилась. В последние дни мирской жизни она испила её чашу до дна, простила всех в Прощёное воскресенье и очистилась от пепла этой жизни в "чистый понедельник": ушла в монастырь. "Нет, в жёны я не гожусь",- она с самого начала знала, что брак не для неё. Ей суждено быть вечной невестой, невестой Христа. Она выбрала свой путь, руководствуясь разумом.