Они оба были невзыскательны в одежде. Под стать одежде были и манеры двух государей - простые и даже грубоватые. Непритязательные в еде, государи сильно разнились в отношении к крепким напиткам. Ни Петр, ни Карл не отличались тонкостью чувств и изысканностью манер. Карл избегал женщин, он был холоден по отношению к ним. Обхождение Петра с дамами отличалось нахрапистостью и даже грубостью. Личная жизнь Петра оказалась богаче и драматичнее, чем личная жизнь Карла. В отличие от своего противника царь познал семейное счастье. В восприятии современников трудолюбие обоих государей, естественно, имело свои оттенки. Карл представал перед ними прежде всего как король-солдат. Деятельность Петра разнообразнее, и его "имидж" более полифоничен. Приставка "воитель" реже сопутствует его имени. Он тот государь, который принужден заниматься всем. Трудолюбие Петра и Карла - оборотная сторона их любознательности. Любознательность Карла более сдержанна. Она лишена Петровской пылкости. Карл и Петр были людьми глубоко верующими. Оба любили военное дело. В отличие от "брата Карла" Петр никогда не путал цели и средства. Карл любил рисковать, обыкновенно не задумываясь о последствиях.
О ПОЛТАВЕ.
Облик русского царя, Петра, перед решающим сражением прекрасен, он весь в движении, в ощущении предстоящего события, он – само действие. Полную противоположность Петру представляет шведский король – Карл XII, изображающий лишь подобие полководца. Все поведение шведского короля говорит о его недоумении, смущении перед боем, Карл не верит в победу. А.С. Пушкин характеризует два типа полководцев: флегматичного, заботящегося только о собственной выгоде шведского короля – Карла XII и самого главного участника событий, готового к решающей схватке, а впоследствии и основного победителя Полтавского сражения – русского царя Петра Первого. Здесь А.С. Пушкин ценит Петра I за его военные победы, за его умение принять единственно верное решение.
Дума )"Дума" - это гражданский суд над своим поколением. Автор показывает его пассивность и пустоту жизни в эпоху, когда борьба необходима. Это не взгляд со стороны, а откровение человека, принадлежащего к тому же поколению. Композиция произведения подчинена авторскому замыслу. Лермонтова глубоко тревожит то, что у его современников - образованных людей - нет ни сильных чувств, ни прочных привязанностей, ни твердых убеждений.
Кавказ) Лермонтов в стихотворении отразил свои мысли, свое отношение к Кавказу и воспоминания. Он восхищался природой Кавказа. Спустя годы поэт не забыл ту девочку, которая стала для него первой любовью. Он помнит и хранит в сердце детские переживания и эмоции. Стихотворение навевает чувство легкости, свободы, влюбленности.В конце каждой строфы повторяется строчка «Люблю я Кавказ», что указывает на особую привязанность поэта к природе Кавказа.