Русь приняла крещение от Византии и это сразу определило ее историческую судьбу, ее культурно-исторический путь. Влияние принятия ХРИСТИАНСТВА на историю и КУЛЬТУРУ РУСИ можно свести к следующим положениям:
В период Х-ХIII в. происходил сложный психологический слом языческих верований и становление христианских представлений, менялись духовные и нравственные приоритеты.
ЦЕРКОВЬ становилась центром общественной жизни, проповедовала новую идеологию, прививала новые ценностные ориентации, воспитывала нового человека. С принятием ХРИСТИАНСТВА Русь также переживает эпоху освоения античности, но не через римские, лежавшие уже почти тысячу лет в руинах ценности, а через живую культуру Греции, во многом сохраненную Византией.
Античное наследие "как ингредиент византийской христианской культуры стало достоянием славян, в том числе Руси".Через Иоанна Дамаскина русские познакомились с философией и логикой Аристотеля. Широко распространялись античные знания в области астрономии, географии, ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека.
Русское ПРАВОСЛАВИЕ как бы объединило античную земную гармонию с небесной, прекрасное человеческое тело с душой, устремленной к Богу. Восточное миросозерцание, устремленное к Небу и проникнутое духом античной гармонии, положило свою печать светлости, легкости и окрыленности в основание нашей культуры.
ХРИСТИАНСТВО принесло с собой ПИСМЕННОСТЬ. Если богословские книги на Западе писали на латыни, то на РУCИ стала использоваться азбука славянского языка - кириллица, созданная святыми Кириллом и Мефодием. Вместе с этим, на большую высоту поднялась вся книжная культура Руси, стала быстро развиваться литература.
ХРИСТИАНИЗАЦИЯ Руси уже в первые века привела к серьезным изменениям в бытовой сфере жизни людей. Об этом свидетельствуют те литературные источники, которые вошли в обиход историков ("Повесть временных лет", "Правда русская", а также Лаврентьевская и Ипатьевская летописи, "Слово Даниила Заточника", "Поучения" Владимира Мономаха) .
Давая общую оценку русской литературе, Д. С. Лихачев писал: "Русской литературе без малого тысяча лет. Это одна из самых древних литератур Европы. Она древнее, чем литература французская, английская, немецкая.
В целом, принятие христианства на Руси Включению Руси в европейский христианский мир, появлению возможности играть в нем видную роль; Установлению политических, торговых, культурных связей со странами христианского мира; Созданию широкой основы для объединения древнерусского общества, формирования единого народа на основе общих духовных и нравственных принципов; Укреплению молодой русской государственности; Гуманизации всего древнерусского общества; Становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране: Развитию на Руси архитектуры, искусства, появлению первых летописей, школ, созданию крупных литературных и художественных ценностей.
Социокультурные особенности восточной ветви христианства заключались:
1) Православный смысл земного существования. В восточно-христианской культуре земное существование человека, рассматривавшееся как эпизод на пороге вечной жизни, не представляло самоценности.
2) СОБОРНОСТЬ. С православием на русскую почву была перенесена и идея соборности, под которой понимается коллективное жизнетворчество и согласие, единодушное участие верующих в жизни мира и церкви.
3) Православный тип человека. Православие, духовно организуя религиозно-нравственный быт русского народа усвоению им такой системы духовных ценностей, которая, наложившись на языческую культурную среду, привела к формированию особого типа русского человека.
В православии очень сильно выражена эсхатологическая сторона христианства, описывающая конечные судьбы МИРА в целом и человека. Русский человек обладает чутким различением добра и зла, подмечает несовершенство земных поступков, нравов, никогда не удовлетворяясь ими.
Катерина. До замужества она чувствовала поддержку, чувствовала себя живой, ей снились удивительные сны о полётах. Она ощущала движение жизни, присутствие неких высших сил в мире, была набожной. По характеру она была милой, изнеженной девушкой, не знавшая насилия, грубости, нужды в чем-либо. Любила музыку. Она была шокирована напряжённой обстановкой и тиранией Кабанихи. Такая обстановка была абсолютно непривычна для неё, не привыкшей к такому грубому отношению. Тихон любит и жалеет её, пытается научить жить по-своему. Варвара. Варвара Кабанова - сестра Тихона и дочь Марфы Игнатьевны. У неё бойкий характер. Её не устраивают правила и законы, по которым приходится жить. Она единственный персонаж, который при Она научилась врать, лицемерить и изворачиваться. Она сильна духом, очень любит жизнь. Она практична. В семье только Варвара поддерживает Катерину, слушает, даёт советы. Девушка умнаф и проницательна. Тихон. Сын богатой купчихи. Его возраст не уточняется, но, судя по всему, это уже не молодой мужчина. Он бесхарактерный, настоящий "маменькин сынок". При этом он глубоко несчастен и живёт в доме матери, как в тюрьме. Тихон - глупый человек, он сам признается, что у него нет своего ума, поэтому во всем слушает мать. У него мягкий характер, он покорно исполняет приказы матери. Кабаниха. Богатая купчиха, вдова. Она очень сильный и властный человек. Религиозна, но не верит в прощение и милосердие. Эта героиня вся состоит из земных дел и интересов. Ее интересует соблюдение патриархального порядка. От людей она требует неукоснительного выполнения обряда и чина. Эмоциональная сторона, чувства интересуют ее в последнюю очередь. Своей семьей, особенно сыном и его женой, недовольна. Она постоянно их пилит, придирается к воображаемому охлаждению к ней сына, высказывает ревнивые замечания его жене. По ее мнению правильный семейный уклад держится на страхе младших перед старшими. «Страх» и «приказ» - вот главное в домашнем укладе для К. Поэтому героиня не чувствует себя тираном. Но она чувствует, что старый уклад жизни нарушается. Это осознание придает трагизм ее фигуре. Она олицетворение патриархального уклада жизни, хранитель традиций предков. По мысли героини, не ее дело рассуждать, хороши они или плохи.
Главный герой рассказа В.Распутина "Уроки французского" вырастет замечательным человеком. Его детство пришлось на послевоенные годы, и он вдоволь нахлебался горя: на фронте погиб у него отец, и сам мальчик недоедал. Окончив начальную школу в своем селе и проявив в учебе, он продолжает учиться в городе, где живет у чужих людей. И здесь мальчишке пришлось несладко: чужие люди, которым он не нужен, да еще и скудные продукты питания, оставленные матерью, у него часто воруют. Как в таких условиях не просто жить и учиться, а выживать? А он не ломается, играет в чику на деньги, чтобы была возможность купить хотя бы лишнюю кружку молока. Его избивают старшие ребята. Но главное в жизни героя - это учительница французского языка. Именно она все увидела и поняла все трудности своего постоянно голодного ученика. Как его подкормить, этого гордого мальчишку? И она начинает играть с ним в при стенок на деньги. её, конечно, уволили с работы, она нарушила свой педагогический долг, но ту которую она оказала этим своим, казалось бы, неблаговидным поступком, мальчик будет помнить до конца жизни. И можно быть уверенным, что из него вырастет настоящий человек.