Повесть Николая Михайловича Карамзина «Бедная Лиза» по праву считается вершиной русской прозы сентиментализма. Прозы, поставившей во главу угла жизнь сердца и проявление человеческих чувств. Быть может, в наши дни, когда жизненные ценности смещены, агрессией, предательством и убийством уже никого не увидишь, «Бедная Лиза» кому-то покажется произведением наивным, далеким от правды жизни, чувства героев –неправдоподобными, а вся повесть отдающей сладким, приторным вкусом излишней сентиментальности. Но «Бедная Лиза», написанная Карамзиным в 1792 году, навсегда останется важнейшей ступенью, вехой в истории русской литературы. Эта повесть – неисчерпаемый источник тем, идей и образов для всех последующих русских авторов. В своей проектной работе мне хочется остановиться на образе Лизы и на той роли, которую этот образ сыграл для всей русской литературы. Поэтому ставил следующие цели: (слайд 2) и задачи (слайд 3).4-ый слайд- краткая биография Карамзина.
Лиза (Бедная Лиза) — главная героиня повести, которая, наряду с другими произведениями, опубликованными Карамзиным в «Московском журнале» («Наталья, боярская дочь», «Фрол Силин, благодетельный человек», «Лиодор» и др.), не просто принесла литературную славу своему автору, но произвела полный переворот в общественном сознании XVIII в. Карамзин впервые в истории русской прозы обратился к героине, наделенной подчеркнуто обыденными чертами. Его слова «...и крестьянки любить умеют» стали крылатыми.
Бедная крестьянская девушка Лиза рано остается сиротой. Она живет в одной из подмосковных деревень с матерью — «чувствительной, доброй старушкой», от которой наследует свой главный талант — умение любить. Чтобы содержать себя и мать, Л. берется за любую работу. Весной она ходит в город продавать цветы. Там, в Москве, Л. встречает молодого дворянина Эраста. Уставший от ветреной светской жизни, Эраст влюбляется в непосредственную, невинную девушку «любовью брата». Так кажется ему самому. Однако вскоре платоническая любовь переходит в чувственную. Л., «совершенно ему отдавшись, им только жила и дышала». Но постепенно Л. начинает замечать происходящую в Эрасте перемену. Свое охлаждение он объясняет тем, что ему нужно отправляться на войну. Чтобы поправить дела, Эраст женится на пожилой богатой вдове. Узнав об этом, Л. топится в пруду.
Часть 2 о том, как Алёша и Чернушка пройдя вторую комнату, пройдя коридоры и переходы вышли в залу где столкнулись с рыцарями Часть 3. в которой Алёша не мог понять приснилось ему всё или нет. Как Чернушка опять повела его тем че путём и как она победила рыцарей Част 4. о том как Алёша встретился с королём и был награждён конопляным зёрнышком Часть 5. в которой Алёша и Чернушка гуляли по подземному саду, зверинцу и о том что тайну подземных жителей нужно сохранить Часть 6. в которой Алёша понял что зёрнышко работает, самолюбие его растёт, стал дерзким и считал себя умнее всехю
Соответствует ли современная русская женщина Некрасовскому идеалу? А каков он, этот идеал? Сразу вспоминается банальное: «Коня на скаку остановит, в горящую избу войдет!» Это из поэмы «Мороз, Красный нос». Еще у Н.А. Некрасова есть поэма «Русские женщины», глава «Крестьянка» в поэме «Кому на Руси жить хорошо», целый ряд стихотворений. Их героини просто врезаются в память красотой, силой и стойкостью (если не физической, то духовной, как у декабристок), решительностью, самоотверженностью, жертвенной любовью. Многовековым непосильным трудом закалены их тела и души. «Красивая сила в движениях, походка и взгляд цариц» не служили защитой от тяжелой женской доли. Однако, некрасовские женщины и все невзгоды, и свои подвиги воспринимали, как должное: безропотно, кротко и смиренно: «Ни звука из ее груди, лишь бич свистал, играя». «И голод, и холод выносит, всегда терпелива, ровна». А, что же, наши современницы? От «волоса с проседью» они научились избавляться, и.. уже считаются обязанными это делать. Да и ребенок трехлетний вряд ли будет сидеть у них на груди, «как на стуле»: надо не отставать от канонов красоты своего времени! Конечно, и копну сена после каждого взмаха косы, сейчас никто не оставит. Но не в этом их сокровенная сила. За полтора века со времени Некрасова до наших дней, много чего пришлось пережить. Но, как ни было бы трудно в годы лихолетья, войн, революций, «некрасовские» женщины всегда умели терпеливо переносить напасти. «В беде не сробеет У них в крови: замерзая, – обогреть, голодая, - накормить. Достигнутое равноправие не убавило проблем - обязанностей прибавило: жизнь требует включения в работу за пределами семьи, достижения женщиной еще и карьерных высот, и материального благополучия. А семейных проблем-то не снимает! Но жизненная стойкость, умение придти на ловкость ко всякой работе, унаследованные от пра-пра…бабок как раз и ставят их в один ряд с героинями Некрасова. Разве что безропотности уже не осталось. Если у Некрасова она «ходила с гневом на сердце, а лишнего не молвила словечка никому», то слов уж, чтобы расквитаться с обидчиком, у современных женщин найдется много. Разумеется, во времена Некрасова были разные женщины, были разные идеалы. Но черты характера русской женщины, подмеченные им, кажется, не подвластны времени. Оглянитесь: «Их разве слепой не заметит, а зрячий о них говорит: «Пройдет — словно солнце осветит. Посмотрит — рублем подарит!»» Разве не некрасовская женщина рядом? О них, идущим наперекор обстоятельствам, верящих в добро и тихо делающих его, мы узнаем из "Новостей". Сказанные полвека назад слова другого поэта Наума Коржавина тоже не устарели: Столетье промчалось. И снова, Как в тот незапамятный год - Коня на скаку остановит, В горящую избу войдёт. Ей жить бы хотелось иначе, Носить драгоценный наряд... Но кони - всё скачут и скачут. А избы - горят и горят.