Горе от ума”, на мой взгляд, не только острая политическая комедия, но и пьеса, в которой нашли отражение многие человеческие типы, всегда существовавшие и существующие в России. Это заметил еще И. А. Гончаров, который верно определил Чацкого как тип “сеятеля того, что пожинают другие”, “провозвестника новой зари”. Такие герои призваны вносить в общественную жизнь смысл, вести к новым целям. Самое ненавистное для него — рабство во всех его проявлениях, самое желанное — свобода. Все окружающее нуждается, по его мнению, в полном переустройстве. Но реальные преобразования еще далеки. Плотной стеной на их пути встал фамусовский мир, обитатели которого “радеют” лишь “родному человечку” и пределом мечтаний видят “сто человек к услугам”, “чин завидный” и тому подобные блага.
План1 Вступление. Читателя вводят в историю о том, как нечистая сила может обморочить человека.2 Воспоминания рассказчика о раннем детстве.3 Приезд чумаков (по пояснению самого Рудого Панько, это обозники, едущие в Крым за солью и рыбою).4 После россказней дед угощает чумаков дынями и подбивает внуков пуститься в пляс.5 Нечистая сила мешает пляске деда и заносит его в неведомое место.6 Дед думает, что он нашел клад, помечает место и находит дорогу домой.7 На другой день дед хочет пойти на найденное им место с кладом, но нечистая сила не пускает его. 8 Старик повторяет свою попытку вечером и обнаруживает котел.9 Преодолев сопротивление нечистой силы, дед приходит домой, думая, что принес клад.10 Открывает старик котел. Посудина пуста.11 Дед перестает верить черту и другим запрещает.12 На заколдованном месте больше никогда ничего не растет.