"Зайцево" -Радищева возмущает даже не столько бедность и тяжелейший труд крестьян, сколько то, что они, как крепостные, лишены свободной воли, юридически бесправны. “Крестьянин в законе мертв”, — пишет Радищев. Причем мертв только тогда, когда требуется защита закона. На протяжении многих лет жестокий помещик и его семья истязали крестьян, и никогда никто не вступился за несчастных. Когда же выведенные из терпения крестьяне убили изверга, закон вспомнил о них, и они были приговорены к казни. Участь крестьянина страшна: “И жребий заклепанного во узы, и жребий заключённого в смрадной темнице, и жребий вола в ярме”. "Едрово" -В главе «Едрово» Радищев создает привлекательный своей нравственной чистотой образ крестьянской девушки Анюты. Она отказывается от бескорыстной путешественника, обладая обостренным чувством чести и собственного достоинства. Писатель произвел пересмотр критериев женской красоты, любуясь чистотой и свежестью сельских красавиц. Автор заявляет, что идеал прекрасного можно найти только здесь: «взоры веселые, здоровье на щеках начертанное» , «приятности» «без покрова хитрости» . Красота тесно сопряжена с трудом, поскольку только у тружениц «все члены» «круглы, рослы, не искривлены, не испорчены» . Радищев как бы противопоставляет физическое здоровье и нравственную неискушенность выходцев из народа с моральной и физической деградацией дворянского сословия, представители которого не имеют ничего естественного. "Медное" В главе «Медное» — трагическая сцена продажи семьи крепостных крестьян на торгах. Кто имеет власть установить свободу для крестьян в России? «Но свобода сельских жителей обидит, как то говорят, право собственности. А все те, кто бы мог свободе поборствовать, все великие отчинники, и свободы не от их советов ожидать должно, но от самой тяжести порабощения. "Городня" -Исполнен чувствительности рекрут - крепостной интеллигент, рассказывающий путешественнику свою историю в главе "Городня". Комментаторы отмечали, что образованный рекрут - единственный в книге крестьянин, с которым путешественник находит общий язык. И в начале, и в середине, и в конце путешествия героя-дворянина не принимают ни крепостные, ни свободные крестьяне. Путешественник не может найти общего языка ни с пахарем в Любанях, ни с семьей Анюты в Едрове, ни с крепостной крестьянкой в Пешках. В «Городне» говорит о «пронзающем сердце вопле женщин и детей и старцев» , и эта деталь создает атмосферу безысходности и горя. "Клин"- о народных песнях "Пешки"-В главе «Пешки» открывается поразительное зрелище крестьянской нищеты. Вместе с радищевским героем-путешественником читатель видит тесную, задымленную избу, жалкую крестьянскую одежду («посконная рубаха, обувь, данная природою, онучки с лаптями для выхода») . Пища крестьян – хлеб «из трех четвертей мякины и одной части несеяной муки» ; сахар для них – «боярское кушанье» .
Добрая лебёдушка. Жили - были брат со своей младшей сестрой. Рядом с их избушкой был маленький пруд. Вот однажды старший брат пошёл охотится. И видит в пруду лебёдушка плавает. Прицелился брат, а лебёдушка ему и говорит человеческим голосом. Не убивай меня. Я тебе пригожусь. А брат ей отвечает. Как же ты мне пригодишся. Я за сестрой твоей младшей могу приглядывать когда ты на охоту ты будешь ходить. согласился старший брат принёс лебёдушку домой и посадил её на стол, а сам на охоту в лес пошёл. Сидит лебёдушкаи видит открыла младшая сестрёнка дверь на улицу и пошагала по шелковой травке в лес за братом. Но она не расстерялась. Увидела она на столе платок. Подобрала его ртом и взмахнула им. И перед малышкой река широкая появилась. В другую сторону платком взмахнула перед рекой кусты появились. Не пройти теперь малышке дальше. Расстроилась сестрёнка и пошла домой. Положила тогда лебёдушка платок обратно на стол. И дальше за сестрой наблюдать стала. А в это время пока лебёдушка малышку от беды брат из леса наблюдал за всем, что происходило. А потом увидев, что сестра домой вернуласьи сам домой пошагал. Пришёл домой и стал лебёдушку хвалит, да обнимать крепко. А лебёдушка от похвал таких превратилась в такую красавицу, что не в сказке сказать не пером описать. Так они и стали жить в троём брат на охорту ходит, а красавица за малышкой приглядывает.
Добрая лебёдушка. Жили - были брат со своей младшей сестрой. Рядом с их избушкой был маленький пруд. Вот однажды старший брат пошёл охотится. И видит в пруду лебёдушка плавает. Прицелился брат, а лебёдушка ему и говорит человеческим голосом. Не убивай меня. Я тебе пригожусь. А брат ей отвечает. Как же ты мне пригодишся. Я за сестрой твоей младшей могу приглядывать когда ты на охоту ты будешь ходить. согласился старший брат принёс лебёдушку домой и посадил её на стол, а сам на охоту в лес пошёл. Сидит лебёдушкаи видит открыла младшая сестрёнка дверь на улицу и пошагала по шелковой травке в лес за братом. Но она не расстерялась. Увидела она на столе платок. Подобрала его ртом и взмахнула им. И перед малышкой река широкая появилась. В другую сторону платком взмахнула перед рекой кусты появились. Не пройти теперь малышке дальше. Расстроилась сестрёнка и пошла домой. Положила тогда лебёдушка платок обратно на стол. И дальше за сестрой наблюдать стала. А в это время пока лебёдушка малышку от беды брат из леса наблюдал за всем, что происходило. А потом увидев, что сестра домой вернуласьи сам домой пошагал. Пришёл домой и стал лебёдушку хвалит, да обнимать крепко. А лебёдушка от похвал таких превратилась в такую красавицу, что не в сказке сказать не пером описать. Так они и стали жить в троём брат на охорту ходит, а красавица за малышкой приглядывает.
"Едрово" -В главе «Едрово» Радищев создает привлекательный своей нравственной чистотой образ крестьянской девушки Анюты. Она отказывается от бескорыстной путешественника, обладая обостренным чувством чести и собственного достоинства. Писатель произвел пересмотр критериев женской красоты, любуясь чистотой и свежестью сельских красавиц. Автор заявляет, что идеал прекрасного можно найти только здесь: «взоры веселые, здоровье на щеках начертанное» , «приятности» «без покрова хитрости» . Красота тесно сопряжена с трудом, поскольку только у тружениц «все члены» «круглы, рослы, не искривлены, не испорчены» . Радищев как бы противопоставляет физическое здоровье и нравственную неискушенность выходцев из народа с моральной и физической деградацией дворянского сословия, представители которого не имеют ничего естественного.
"Медное"
В главе «Медное» — трагическая сцена продажи семьи крепостных крестьян на торгах. Кто имеет власть установить свободу для крестьян в России? «Но свобода сельских жителей обидит, как то говорят, право собственности. А все те, кто бы мог свободе поборствовать, все великие отчинники, и свободы не от их советов ожидать должно, но от самой тяжести порабощения.
"Городня" -Исполнен чувствительности рекрут - крепостной интеллигент, рассказывающий путешественнику свою историю в главе "Городня". Комментаторы отмечали, что образованный рекрут - единственный в книге крестьянин, с которым путешественник находит общий язык. И в начале, и в середине, и в конце путешествия героя-дворянина не принимают ни крепостные, ни свободные крестьяне. Путешественник не может найти общего языка ни с пахарем в Любанях, ни с семьей Анюты в Едрове, ни с крепостной крестьянкой в Пешках. В «Городне» говорит о «пронзающем сердце вопле женщин и детей и старцев» , и эта деталь создает атмосферу безысходности и горя.
"Клин"- о народных песнях
"Пешки"-В главе «Пешки» открывается поразительное зрелище крестьянской нищеты. Вместе с радищевским героем-путешественником читатель видит тесную, задымленную избу, жалкую крестьянскую одежду («посконная рубаха, обувь, данная природою, онучки с лаптями для выхода») . Пища крестьян – хлеб «из трех четвертей мякины и одной части несеяной муки» ; сахар для них – «боярское кушанье» .