Обращаясь к «Некрополю» В. Ходасевича, назовем несколько тенденций в исследовательской литературе и отметим, насколько проза поэта изучена.С одной стороны, о В. Ходасевиче, значительном поэте и критике, в отличие от многих других писателей русского зарубежья, вспоминали чаще. Еще до 1986 года его произведения публиковались в периодике, и советские литературоведы делали первые попытки осмыслить его наследие. С другой - он остался в тени как прозаик. О нем справедливо было замечено: «Никто, по- видимому, и не подозревает, что он был мастером русской прозы», как написал В. Вейдле в работе «О поэтах и поэзии».Положение поменялось в последние десятилетия XX века, когда активно стали печататься подборки стихотворений и фрагменты произведений В. Ходасевича. Публикации сопровождали предисловия и комментарии, в которых намечался круг вопросов и проблем, связанных с его творчеством. Содержательные заметки и статьи писали такие исследователи творчества В. Ходасевича, как Н. Богомолов, С. Бочаров, М. Долинский, И. Шайтанов, С. Богатырёва, В. Перельмутер и многие другие.
Для меня эта пьеса - символ борьбы нового со старым. Как бы ни старалась Кабаниха защитить свои устои, совершенно очевидно, что ее философия трещит по швам. Символом нового, прогрессивного мышления выступает Катерина, невестка Кабанихи.
Конечно, финал пьесы трагичен: Катерина совершает суицид. Однако дух свободы, которым пронизана пьеса, остается жить, и ясно, что это только начало борьбы со старыми устоями в российском обществе, что рано или поздно тирании придет конец.
Считаю, что идея этой пьесы выходит далеко за рамки литературного произведения. Проблемы всего российского общества - на поверхности. И пусть главная героиня уходит из жизни... Это вовсе не поражение философии нового. Наоборот, новое одерживает историческую победу, поскольку Катерина не смирилась со своей участью и не приняла правила игры Кабанихи.