Сказка ложь, да в ней намек... (пословица)
В сказке "Снежная королева" Г.К. Андерсена много фантастичного, но давайте рассмотрим с позиции аллегории те или иные чудеса.
1 рассказ. Зеркало и его осколки.
Кривое зеркало - социальное или политическое учение (теория), искажающее взгляд людей на жизнь, меняющее их поведение в социуме.
Злой тролль и его ученики - основатель учения и его ярые последователи.
2 рассказ. Мальчик и девочка.
Появление Снежной королевы и исчезновение Кая с ней - появление идола или кумира и слепое обожание их, появляющееся в переходном возрасте.
3 рассказ. Цветник женщины, умевшей колдовать.
Садовница-волшебница, спрятавшая шипастые розы - добрая меценатка или родственница, взявшая девочку из бедной семьи под опеку, которая заставила на время забыть о проблеме.
4 рассказ. Принц и принцесса.
Ворон - мудрец-отшельник, к которому обращаются за духовным советом.
Принц и принцесса - добрые покровители утешить и материально.
5 рассказ. Маленькая разбойница.
Разбойники - разного рода люди, встречающиеся в путешествии. От безжалостных, до справедливых. Они или за награду, или следуя душевному порыву. Олицетворяют неожиданности и препятствия в пути.
6 рассказ. Лапландка и финка.
Олень - верный друг, благодарный за жизни.
Лапландка и финка - хранители древних обычаев, фольклора и духовных практик. Они Герде решиться на самую трудную часть пути, снабжают советами и снаряжением.
7 рассказ. Что происходило в чертогах Снежной королевы и что случилось потом.
Дворец Снежной королевы - храм эгоизма и одиночества.
Снежная королева - логичная и бездушная, воплощение эгоизма.
Слезы, растопившие ледяные осколки - добрые дела и поступки, доказывающие любовь и преданность.
В комедии автором поднимается проблема истинного воспитания настоящего гражданина. На дворе XXI век, а многие проблемы её актуальны, образы живы.
Произведение заставило задуматься о многом. Крепостное право отменили давно. Но разве сейчас нет родителей, которые заботятся не о воспитании своего чада, а только о пропитании? Разве исчезли родители, которые потакают всем прихотям своего дитя, что приводит к катастрофе? А что у нас нет людей, которым, по словам Стародума, ни разу в голову не пришли мысли ни о предках, ни о потомках? Это люди, которые думают только о своих интересах.
В комедии сталкиваются, как и сейчас, два мира с разными потребностями, разными идеалами, стилем жизни. Конечно, старомодно выглядят герои комедии Стародум и Правдин. Но многое в их монологах относится и к нашему времени. А живы ли в нашем обществе Митрофанушки? Подумав, можно с уверенностью сказать, что они продолжают жить «недорослями». И пусть у них сейчас нет крепостных, но сколько вокруг них тех, кто готов в любой момент накормить, ублажить, услужить, защитить. Читая пьесу, многие подростки могут увидеть в ней себя. Как мои современники иногда похожи на Митрофанушку! Это и отсутствие тяги к знаниям, пренебрежение к учению, отсутствие ответственности за своё будущее. Митрофан — дворянин. А дворяне — это оплот Российской империи. Ещё А. П. Сумароков утверждал, что различие мужика и барина заключается не в происхождении, а в уме. Барин должен быть образованнее, умнее своего крестьянина. А если этого нет, то как же тогда оправдать крепостное право? Какая же польза отечеству от такого барина? Скотининым — Простаковым чуждо гражданское чувство, им даже в голову не приходит мысль быть полезными своему народу. И какая же польза родине от новых Митрофанушек? Ведь некоторые наши современники считают стыдным даже говорить о пользе отечеству. И, конечно же, они не думают о том, что бы что-то делать для своей родины.
Комедия «Недоросль» заставляет задуматься и о том, что очень важна для человека личная свобода. Как этого достичь? Прежде всего с просвещения. Вот почему необходимо, чтобы каждый получил приличное воспитание. Но воспитание — это не только школьное обучение и личность учителя. Учителя — учителями, но важно и то, как своё чадо наставляет и поучает родитель. Не случайно, что проблема воспитания считается основной в пьесе.
Фонвизин в своей комедии поставил много вопросов и заставляет нас задумываться над ними и в двадцать первом веке.
Что такое истинный патриотизм? Что значит служить отечеству? Как воспитывать детей? Чем опасно невежество, особенно агрессивное? Писатель заставляет размышлять о соотношении ума и сердца, о детях и их родителях, о настоящей образованности, о том, в чём смысле жизни. Разве можем мы делать вид, что это нас не касается, что всё это дела давно минувших дней? Кто-то скажет, что время сейчас другое, люди тоже другие. Это так. Но Фонвизин предупреждает нас, живущих в XXI веке: «Задумайтесь!»