98 анализ стохитворения абрамова "госпиталь"ещё скребут по сердцу «мессера»,ещё вот здесь безумствуют стрелки,ещё в ушах работает «ура», «ура-рарара-рарара! » -на двадцать слогов строки.здесь ставший клубом бывший сельский храм,лежим под диаграммами труда,но прелым богом пахнет по углам -попа бы деревенского сюда! крепка анафема, хоть вера не тверда.попишку бы лядащего сюда! какие фрески светятся в углу! здесь рай поёт! здесь ад ревмя ревёт! на глиняном нетопленом полулежит диавол, раненный в живот.под фресками в нетопленом углулежит подбитый унтер на полу.напротив, на приземистом топчане,кончается молоденький комбат.на гимнастёрке ордена горят.он. нарушает. молчанье.кричит! (шёпотом - как мёртвые кричат.)он требует как офицер, как ,как человек, чтоб в этот крайний часзелёный, рыжий, ржавый унтер не помирал меж нас! он гладит, гладит, гладит ордена,оглаживает, гладит гимнастеркуи плачет, плачет, плачет горько,что эта не соблюдена.а в двух шагах, в нетопленом углу,лежит подбитый унтер на полу.и санитар его, покорного,уносит прочь, в какой-то дальний зал,чтобы он своею смертью чёрнойнашей светлой смерти не смущал.и снова ниспадает тишина.и новобранца наставляют воины: - так вот оно, какая здесь война! тебе, видать, не нравится она -попробуй перевоевать по-своему! побыстрее
в начале биографии вяйнямёйнена присутствует эпический мотив «чудесного рождения» — необыкновенно долгая беременность ильматар (ср. с ростемом «шахнаме») и то, что герой появился на свет тридцатилетним мужчиной. находясь в чреве матери, вяйнямейнен взывает к большой медведице (otava), чтобы выйти на свет и увидеть звезды.
одним из первых подвигов вяйнямёйнена является шаманский поединок в йоукахайненом. лапландский колдун остается жив, только пообещав вяйнямейнену свою сестру айно. но невеста с горя топится в море. мать вяйнямейнена утешает своего сына, советуя найти жену в похьёле. несмотря на козни йоукахайнена, вяйнямейнен все же оказывается в похьёле. но старуха лоухи требует у него сампо[4]. вяйнямёйнен признает, что никому это не под силу, кроме кузнеца ильмаринена, однако он все же знакомится с девушкой, которая задает ему испытания. во время одного из них из-за козней хийси он разрубает свою ногу[5]. при колдуна вяйнямейнен излечивает рану и возвращается домой, где хитростью и колдовством отправляет ильмаринена в похьёлу.
в 17 руне калевалы описывается как вяйнямёйнен пробуждает из могилы мёртвого великана-мудреца антеро випунена с целью получить волшебные знания. вяйнямёйнен не просто побеждает мёртвого великана, но сначала оказывается им . значительным деянием вяйнямейнена является похищение сампо из похьёлы, совместно месте с ильмариненом и лемминкайненом[1]. в 42 руне он играет на кантеле и все жители похьёлы засыпают[2], что позволяет героям похитить сампо. пробудившаяся старуха лоухи отправляется в погоню, сампо разбивается и вяйнямейнен лишается кантеле из костей волшебной щуки. тогда герой делает кантеле из березы и волос невесты[6]. морской царь ахти и его жена велламо – любители музыки и ценители дивной игры вяйнямёйнена. ахти загоняет рыбу в сети вяйнямёйнена и, между прочим, щуку, проглотившую огонь. однако богатства морского царя неисчислимы потому, что состоят из больших кусков мифической драгоценности сампо, упавшей именно с лодки музыканта вяйнямёйнена на дно морское.