Это "печальная повесть", потому что и сами они, Ромео и Джульетта, умерли, и не только они. Меркуцио погиб от руки Тибальда, фактически тоже стал жертвой вражды между двумя семьями. А он самый обаятельный персонаж , любимец автора. Тибальд, кузен Джульетты, погиб от руки Ромео. Слишком много крови пришлось пролить, чтобы семьи наконец примирились.
Основной конфликт - это вовсе не конфликт поколений, не конфликт старых и молодых. Это конфликт старых взглядов, средневековой "упёртости" (кровная месть, вражда навеки, сословный гонор) и взглядов наступающей эпохи Возрождения, более человечных и гуманных. Вот Тибальд - он ведь молодой, но он по своим взглядам совершенный "реакционер", он на "старой" стороне. А отец Лоренцо (тот, что повенчал героев и потом дал им снотворное) - он, хоть и не юноша, совершенно гуманный, современный человек.
А что касается любви - она всегда была, есть и будет. Но она во все времена не многим даётся, наверное. Вот не встретились бы наши герои, и Ромео, наверное, продолжал бы вздыхать по.. . как там её?...Розалинда, что ли? А Джульетта вышла бы за того, кого сосватали родители, а он был и человек вполне приличный, и была бы "верная супруга и добродетельная мать"... А нам бы тогда читать и смотреть было нечего
Драма состоит из четырех действия, каждое из которых
представлено несколькими явлениями.
Всё время действия, которое происходит в настоящее
(для автора) время, в большом городе Бряхимове на
Волге, занимает менее суток.
Начало завязки - приезд Паратова.
Завершением завязки можно считать явление 8
(объяснение Ларисы и Паратова) и явление 11
("блестящая мысль" Паратова - подпоить Карандышева).
Лариса объясняет Паратову причину своего замужества.
Дальнейшие события, разворачивающиеся в пьесе,
можно рассматривать как борьбу главной героини за сердце
Паратова.
Лариса, как и всякая влюбленная девушка, скорее видит
Паратова таким, каким создало его ее влюбленное воображение,
а не того, который есть в действительности.
Ларису никому не жаль, она является для окружающих
лишь красивым товаром, даже для собственной матери
и жениха.
Кульминация пьесы - пение Ларисы (а в нём - вся её чистая,
поэтическая душа).
Оно произвело на Паратова совершенно неожиданное
действие, тронуло лучшие струны его души.
Он действительно искренен в своем признании - любовь
снова заговорила в его сердце.
Но... Паратов сам не обманывается на свой счет:
благородные чувства всего лишь "шевелятся" в его душе,
но не более.
Действие IV. Явление 7 - психологическая развязка.
Лариса проиграла борьбу: "мечтанья с глаз долой, и пала
пелена". Но Лариса платит и за собственные иллюзии,
и за ошибки.
В четвертом действии основной мотив всей пьесы - тема
купли-продажи - в явлении шестом, наконец, материализуется:
Кнуров и Вожеватов мечут жребий, кому достанется Лариса.
Явление 11- фактическая развязка.
Сцена очень важная с психологической точки зрения.
До этого в явлении 9 единственное желание Ларисы -
"простить и умереть", но она не решается на последний
шаг.
Пьеса заканчивается смертью Ларисы, которая прощает
в свои последние минуты всех, кто, так или иначе,
привел её к гибели.