Герой рассказа виктора астафьева "васюткино озеро" родился и вырос в таёжном краю, в семье рыбака. к тринадцати он уже многое знал и умел. отец брал его на промысел. когда работы было немного, рыбаки собирались вечерами в избушке, рассказывали разные , лакомились кедровыми орешками, которыми их снабжал васютка. когда мальчик уходил в лес один, мать напоминала ему о том, что нельзя "переиначивать таёжные законы": надо обязательно брать с собой спички, хлеб, соль. в мудрости законов и в необходимости соблюдать их васютка убедился, когда заблудился. конечно, ему было страшно одному в тайге. он вспомнил рассказы о том, как будто люди в лесу иногда погибают. но васютку спасла природная память, смекалка, находчивость, знание леса, примет, приобретённые навыки и умения разжечь костёр даже в дождь, приготовить дичь, не расходовать зря "драгоценный припас" - патроны. а главное - желание выжить во что бы то ни стало. "тайга хлипких не любит, "-эти слова отца и деда вспомнились мальчику в самую страшную минуту, когда он был в отчаянии, они придали ему сил. мальчику пришлось бороться со своим страхом, с голодом, с усталостью. он предусмотрительно вешал мешок с остатками еды на сук, не поддавался соблазну съесть хлеб весь сразу, не метался по тайге, а заставлял себя соображать, в каком направлении лучше двигаться. васютка выбрал правильное направление на север, догадался, что озеро проточное, раз в нём водится речная рыба, что речка от озера обязательно выведет к енисею.все потом удивлялись, как мальцу удалось победить тайгу, васютка рассказывал правду о пережитом, но отец и дед не позволяли ему хвастаться: они растили из него настоящего мужчину, сибиряка. озеро, названное васюткиным, - это память о мужественном поведении заблудившегося
Рассказ «челкаш» написан м. горьким летом 1894 года и опубликован в №6 журнала « богатство» за 1895 год. в основу произведения легла , рассказанная писателю соседом по больничной палате в городе николаеве. рассказ открывается детализированным описанием порта, в котором автор подчеркивает противоречие между размахом различных работ и смешными и жалкими фигурками людей, живущих в рабском труде. горький сравнивает шум порта со звуками «страстного гимна меркурию» и показывает, как этот шум и каторжный труд подавляет людей, не только иссушая их души, но и изнуряя тела. развернутый портрет главного героя произведения мы видим уже в первой части. в нем м. горький особенно ярко подчеркивает такие черты, как холодные серые глаза и горбатый хищный нос. к жизни челкаш относится легко, не скрывая от людей своего воровского промысла. едко высмеивает он сторожа, который не пускает его в гавань и корит в воровстве. вместо заболевшего подельника челкаш приглашает себе в случайного знакомого — молодого добродушного парня с большими голубыми глазами. сопоставляя портреты двух героев (челкаша, похожего на хищную птицу, и доверчивого гаврилы), читатель первоначально думает, что молодой крестьянский парень стал по доверчивости жертвой вероломного мошенника. гаврила мечтает подработать, чтобы жить своим хозяйством, а не идти к тестю в дом. из разговора мы узнаем, что парень верит в бога, кажется доверчивым и беззлобным, и челкаш даже начинает испытывать к нему отеческие чувства. своеобразным индикатором отношения героев к жизни являются их мысли о море. челкаш любит его, а гаврила боится. для челкаша море олицетворяет собой жизненную силу и свободу: «его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широты, бескрайной, свободной и мощной». г аврила с самого начала понимает, что ночная , на которую приглашает его челкаш, может оказаться недобрым делом. впоследствии убеждаясь в этом, герой дрожит от страха, начинает молиться, плакать и просит отпустить его. после совершения челкашом кражи настроение гаврилы несколько меняется. он даже дает зарок отслужить молебен николаю чудотворцу, как вдруг видит перед собой огромный огненно-голубой меч-символ возмездия. переживания гаврилы достигают кульминации. однако челкаш объясняет ему, что это всего лишь фонарь таможенного крейсера. важную роль в рассказе играет пейзаж, который гаврила воссоздает при олицетворения (« были неподвижны и точно дум ап и какую-то серую, скучную думу», «море проснулось. оно играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахромой пены, сталкивая друг с другом и разбивая в мелкую пыль», «пена, тая, шипела и вздыхала»). умертвляющему голосу порта противостоит живительная сила музыкального шума морской стихии. и на фоне этой животворящей стихии разворачивается отвратительная человеческая драма. и причиной этой трагедии становится элементарная жадность гаврилы. м. горький намеренно ставит читателя в известность о том, что герой планировал заработать на кубани двести рублей. челкаш дает ему сорок за одну ночную поездку. но тому эта сумма показалась слишком маленькой, и он на коленях умоляет отдать ему все деньги. челкаш с омерзением отдает их, но вдруг узнает, что гаврила, который еще несколько часов назад трясся во время ночной поездки как осиновый лист, хотел убить его, считая никчемнь1м, никому не нужным человеком. в гневе челкаш отбирает деньги и жестоко избивает гаврилу, желая проучить. в отместку же гот бросает в него камень, потом, очевидно, вспоминая о душе и о боге, начинает просить прощения. раненый челкаш отдает ему почти все деньги и, пошатываясь, уходит. гаврила же прячет деньги за пазуху и идет в другую сторону широкими, твердыми шагами: ценой унижений, а потом и силой он, наконец, получил ту желанную свободу, о которой так мечтал. море смыло следы кровавой драки на песке, но не сможет смыть той грязи, которая клокочет в душе богобоязненного гаврилы. эгоистическое стремление обнажает всю ничтожность его натуры. не случайно, когда челкаш перед дележкой денег спрашивает, пошел бы он еще раз на преступление за двести рублей, г аврила выражает свою готовность сделать это, хотя чуть раньше искренне раскаивался в том, что согласился. таким образом, м. горький-психолог показывает в этом рассказе, насколько обманчиво первое впечатление о человеке и как низко при определенных обстоятельствах людская натура может пасть, ослепленная жаждой наживы.