Михаил Юрьевич Лермонтов - гениальный поэт, прозаик, драматург, оставивший яркий след в классической русской литературе. "Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок",-скажет о себе другой русский поэт - Сергей Есенин. Если перефразировать это высказывание, то о Лермонтове можно сказать: "Как мало пройдено дорог, как много написано..." Он был необыкновенно одаренным человеком: поэтом, художником, музыкантом. Кому многое дано, с того и спрос больше. Поэт был очень требовательным к себе, к своему дару, ко всему, что выходило из-под его пера. Лишь после трагической гибели Александра Сергеевича Пушкина Лермонтов начинает печатать свои произведения, так как прежде считал их недостаточно совершенными, чтобы печатать рядом с произведениями гения. Пушкин был его кумиром и учителем. Но, если вчитаться в поэзию Лермонтова, она поражает своей самобытностью, оригинальностью и прекрасным литературным языком. В каком бы жанре ни работал Лермонтов, все у него получалось гениально. Он приходит в литературу в конце тридцатых годов XIX века, после разгрома декабризма и в период жесточайшей реакции. Это очень сказалось на характере его творчества, тематике произведений: одиночество, непонимание окружающих, отсутствие единомышленников,- все это как в зеркале отразилось в лирике раннего периода: "Жалобы турка", "И скучно, и грустно", "Выхожу один я на дорогу", "На севере диком стоит одиноко сосна". Чтобы понять свое время, Лермонтов пытается разобраться в истории России. Он обращается к эпохе Ивана IV. В "Песне про купца Калашникова" отчетливо прослеживается желание автора разобраться в истоках деспотизма, вседозволенности неограниченной власти. Произведение написано в форме старинной песни. Соблюдены все древние каноны: повторы, традиционные метафоры, язык и ритм. Интересны образы героев - самого Степана Парамоновича Калашникова, его жены Алены Дмитриевны, Кирибеевича и, конечно же, Ивана Васильевича. Прекрасно воссозданы нравы и обычаи того времени: пиры царя, быт купечества, сцена кулачного боя.
Кирибеевич, остановив на улице Алену Дмитриевну, пре- красно понимает серьезность своего поступка. Он позорит ни в чем не повинную женщину (явилась домой простоволосая). Этот поступок нельзя объяснить охватившей его страстью, молодостью. Здесь скорее вседозволенность, неограниченные права царского слуги - опричника. Совершенно в ином ключе решен образ купца Калашникова. Он степенный человек, заботящийся о семье, преданный царю слуга, смелый и гордый человек.
Степан Парамонович выходит на кулачный бой защитить честь и достоинство жены. Алена Дмитриевна просит мужа быть ее заступником:
Нет у меня ни брата, ни отца, Ни матушки - ты один у меня заступник.
Еще не начав бой, Степан Парамонович одерживает моральную победу над Кирибеевичем. - Я вышел убить его,- говорит купец царю, не пытаясь оправдаться, объяснить свой поступок. Он не скажет о причинах, не станет трепать и позорить доброго имени жены. И в этом весь Калашников. Он предпочел смерть позору. Какова же царская милость? Казнили Степана Парамоновича... А братьям его разрешили беспошлинно торговать - такова милость тирана.
Современники поэта видели в "Песне..." аналогию происходящему вокруг: зло таится в самой неограниченности власти, в деспотии. Но поэзия Лермонтова никогда не была морализаторской. Поэт никому не навязывал своих идей. Каждое поколение находит в его поэзии отражение своих идей и взглядов. В этом кроется неувядающая любовь к Лермонтову. Интерес к его произведениям.
риводимая цитата должна точно воспроизводить цитируемый фрагмент текста. Знаки препинания в цитате должны быть воспроизведены точно. Если под рукой нет текста произведения (экзамен в вуз), то следует расставить знаки в соответствии с правилами пунктуации. Если вы цитируете не все слова отрывка, то на месте пропуска слов ставится многоточие. В этом случае необходимо проверить, не искажен ли смысл цитаты. Варианты включения цитаты в текст сочинения могут быть различны: - "Я знаю в жизни только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь", - говорит князь Андрей Пьеру. - Князь Андрей говорит Пьеру, что знает в жизни "только два действительные несчастья: угрызение совести и болезнь". В этом случае прямая речь должна быть преобразована в косвенную, а цитируемый текст пишется со строчной буквы. Пунктуация в прозаических цитатах совпадает с пунктуацией при прямой речи. После двоеточия перед цитатой, пишущейся не с начала, ставится многоточие, например: Сам Раскольников говорит Лужину по поводу его рассуждений: "…доведите до последствия, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…" Нельзя пересказывать поэтический текст своими словами (Пушкин пишет, что он любит Петра творенье). Стихотворный текст можно цитировать двумя
A. Соблюдая графический облик строфы, например: "Чудная картина…" А. Фета - зимний пейзаж. Это стихотворение передает ощущения поэта, вызванные созерцанием прекрасной природы: Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна…
В этом случае текст приводится без кавычек.
Б. Одну-две строки можно цитировать "в строчку", например: "Чудная картина" А. Фета - зимний пейзаж. Это стихотворение передает ощущения поэта, вызванные созерцанием прекрасной природы: "Чудная картина, // Как ты мне родна…"
В этом случае необходимы кавычки.
Если речь в работе идет об одном авторе или одном поэтическом произведении, после цитаты имя автора и название стихотворения не указывается. Нет необходимости указывать имя поэта и в случае, когда оно предваряет цитату или называется после нее, например: А. Фет пишет: Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна…
Если цитируются произведения разных поэтов, в скобках после цитаты следует поставить имя автора, например: В обоих стихотворениях нарисован зимний пейзаж: Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна… (А. Фет) Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна… (А. Пушкин)
Те же правила оформления действуют, если речь идет о различных стихотворениях одного автора. Названия стихов приводятся под цитатой в скобках и в кавычках, например:
Под голубыми небесами Великолепными коврами, Блестя на солнце, снег лежит… ("Зимнее утро") Мчатся тучи, вьются тучи; Невидимкою луна Освещает снег летучий; Мутно небо, ночь мутна… ("Бесы")
В Краснодарском крае довольно много красивых и удивительных растений. Например, сосна пицундская - растет она в Геленджике и вдоль побережья. Может выжить в неблагоприятных условиях. Шишки у нее не опадают и могут висеть раскрытыми более трех лет. В возрасте тридцати лет рост её составляет пятнадцать метров, а в сто лет она вырастает аж до сорока метров в высоту. Иголки у нее длиной до шестнадцать сантиметров, когда у других сосен только восемь. Даже шишки у этой сосны красного оттенка.
На Черноморском побережье, начиная с горы Лысой у Анапы и до Геленджика, растет фисташка с интересным названием туполистная. Род фисташки очень древний. Это небольшое декоративное растение, созревает оно в конце лета, начало осени. Растение переносит хорошо засуху и очень любит свет. Она медленно растет, за двадцать лет вырастает на один метр. Фисташка содержит 75% смолы и до 25% эфирных масел. Дереву смола нужна для того, чтобы быстрее заживали порезы, а человек использует ее для обработки деревянной посуды, а также постоянное жевание фисташковой смолы очищает и укрепляет зубную эмаль. Еще её смолы входят в состав различных мазей, с которых излечивают ревматизм, язвы и раны, ожоги и трещины на коже. Некоторые современные фармацевты сами варят из этой смолы мази по старинным рецептам. А древесина фисташкового дерева очень твердая. Раньше ее интенсивно вырубали для кораблестроения, а также из ее корней делали курительные трубки и другие подобные вещи.
Очень много растет в Краснодарском крае можжевельника. Можжевельник принадлежит к древнейшему роду кипарисовых. Появился он на Земле пятьдесят миллионов лет назад и тем не менее живет до сих пор. Существует около семидесяти видов этого растения, а в России произрастает двадцать один вид, в Крыму пять. Виды его очень разнообразны - высокий, колючий, красный казацкий, вонючий и полушаровидный.
Первый вид можжевельника - это высокий. Деревце до пятнадцати метров в высоту, с густой кроной, ветви у него достаточно тонкие и подняты вверх. Кора его имеет темный цвет, шишко - ягоды шаровидные, размером примерно один сантиметр, а цвет они имеют довольно приятный темно – фиолетовый. Растет этот вид можжевельника сравнительно быстро от трех до пяти лет, любит свет и тепло, долго может не высыхать. Жить может до пятидесяти лет.
Можжевельник красный – его называли раньше красным кедром. В основном он растет шести-восьми метровым деревцем с пышными ветвями, покрытыми колючими иголочками, и за это ему дали еще одно название – можжевельник колючий.
А можжевельник вонючий называют ещё дурнопахнущий. Он очень сходен с можжевельником высоким, но ягоды у него в два раза крупнее и не темные, а бурые. Запах у этого растения довольно неприятный. Можжевельник очень часто используют для лечебных целей. Для этого применяют зрелые плоды, которые собирают поздно осенью. Если их высушить, то можно хранить такие плоды до трех лет. Можжевельник содержит эфирные масла, а также до 40% сахара и кислоты. Никогда мази и лекарства не делают из казацкого можжевельника, он ядовит, его можно отличить от другого можжевельника по бугристой поверхности, запаху и темно – синему оттенку.
Так же из всех лесов Краснодарского края, самшитовый – самый красивый и загадочный. Он поражает всех туристов необычайной красотой. В густых листьях самшита всегда царит полумрак, а с его ветвей интересными прядями свисает светлый и одновременно пушистый мох. Прямо как в сказке!
Самшит – зеленое дерево с маленькими листочками на ветвях. Жить это дерево может больше пятидесяти лет. В высоту оно вырастет до двадцати метров, а в ширину около пятидесяти сантиметров. Дерево растет слишком медленно – за год примерно на один миллиметр, поэтому его древесина слишком плотная и довольно тяжелая и с легкостью тонет в воде.Цветет он мелкими цветочками, у которых очень приятный дурманящий запах. Самшит теневынослив, но также ему необходима и влага. Мох на ветвях самшита ее сохраняет. Цветет это растение в конце зимы и начале весны, а созревает в середине осени. Самшит очень ядовит. Так как его древесина очень твердая и ценная это вид растений занесен в Красную книгу, в настоящее время он находится на грани исчезновения, поэтому вырубать его категорически нельзя.
В Краснодарских лесах растет довольно редкий вид винограда - дикий. Листочки у него круглые почти почковидные, усики ветвящиеся и растут спиралью так, что завивают и соседние растения. Цветет виноград в начале мая, а созревает поздно осенью. Венчик перед цветением сбрасывается в виде колпачка. У ягод лесного винограда очень кислый вкус. Этот вид легко выжить в неблагоприятных условиях. Используют его и как лекарство – им лечат грибок стопы. Дикого лесного винограда осталось очень мало, его также добавили в список исчезающих видов растений.
Поэт в России - больше чем поэт.
Е. Евтушенко
Михаил Юрьевич Лермонтов - гениальный поэт, прозаик, драматург, оставивший яркий след в классической русской литературе. "Как мало пройдено дорог, как много сделано ошибок",-скажет о себе другой русский поэт - Сергей Есенин. Если перефразировать это высказывание, то о Лермонтове можно сказать: "Как мало пройдено дорог, как много написано..." Он был необыкновенно одаренным человеком: поэтом, художником, музыкантом. Кому многое дано, с того и спрос больше. Поэт был очень требовательным к себе, к своему дару, ко всему, что выходило из-под его пера. Лишь после трагической гибели Александра Сергеевича Пушкина Лермонтов начинает печатать свои произведения, так как прежде считал их недостаточно совершенными, чтобы печатать рядом с произведениями гения. Пушкин был его кумиром и учителем. Но, если вчитаться в поэзию Лермонтова, она поражает своей самобытностью, оригинальностью и прекрасным литературным языком. В каком бы жанре ни работал Лермонтов, все у него получалось гениально. Он приходит в литературу в конце тридцатых годов XIX века, после разгрома декабризма и в период жесточайшей реакции. Это очень сказалось на характере его творчества, тематике произведений: одиночество, непонимание окружающих, отсутствие единомышленников,- все это как в зеркале отразилось в лирике раннего периода: "Жалобы турка", "И скучно, и грустно", "Выхожу один я на дорогу", "На севере диком стоит одиноко сосна". Чтобы понять свое время, Лермонтов пытается разобраться в истории России. Он обращается к эпохе Ивана IV. В "Песне про купца Калашникова" отчетливо прослеживается желание автора разобраться в истоках деспотизма, вседозволенности неограниченной власти. Произведение написано в форме старинной песни. Соблюдены все древние каноны: повторы, традиционные метафоры, язык и ритм. Интересны образы героев - самого Степана Парамоновича Калашникова, его жены Алены Дмитриевны, Кирибеевича и, конечно же, Ивана Васильевича. Прекрасно воссозданы нравы и обычаи того времени: пиры царя, быт купечества, сцена кулачного боя.
Кирибеевич, остановив на улице Алену Дмитриевну, пре- красно понимает серьезность своего поступка. Он позорит ни в чем не повинную женщину (явилась домой простоволосая). Этот поступок нельзя объяснить охватившей его страстью, молодостью. Здесь скорее вседозволенность, неограниченные права царского слуги - опричника. Совершенно в ином ключе решен образ купца Калашникова. Он степенный человек, заботящийся о семье, преданный царю слуга, смелый и гордый человек.
Степан Парамонович выходит на кулачный бой защитить честь и достоинство жены. Алена Дмитриевна просит мужа быть ее заступником:
Нет у меня ни брата, ни отца,
Ни матушки - ты один у меня заступник.
Еще не начав бой, Степан Парамонович одерживает моральную победу над Кирибеевичем.
- Я вышел убить его,- говорит купец царю, не пытаясь оправдаться, объяснить свой поступок. Он не скажет о причинах, не станет трепать и позорить доброго имени жены. И в этом весь Калашников. Он предпочел смерть позору. Какова же царская милость? Казнили Степана Парамоновича... А братьям его разрешили беспошлинно торговать - такова милость тирана.
Современники поэта видели в "Песне..." аналогию происходящему вокруг: зло таится в самой неограниченности власти, в деспотии. Но поэзия Лермонтова никогда не была морализаторской. Поэт никому не навязывал своих идей. Каждое поколение находит в его поэзии отражение своих идей и взглядов. В этом кроется неувядающая любовь к Лермонтову. Интерес к его произведениям.