Помнишь поговорку: «Побежишь от труда — уткнешься в пень»? Вот и сиди, карауль чесоточных и тощих, — ворчливо говорил Сарбай жене.
— И буду сидеть! Разве я отказываюсь ка лучше, прислушайся, это, кажется, голос твоего сына.
Сарбай живо вскарабкался на глинобитную стену овечьего загона и приложил к уху ладонь, стал туда-сюда поворачиваться, стараясь определить, откуда идет звук голоса. Салима, стоя внизу, среди овец, задрала к нему лицо и слегка посмеивалась. Что могло радовать ее? Овцы в стаде были тощими, низкорослыми, многие лысели от чесотки. Нет, овцы пока не радовали Салиму. Зато сейчас она заметила, как легко взобрался на стену муж ее Сарбай. В тяжелом тулупе, в валенках, в толстых ватных штанах, а смотри-ка, с камня на камень скачет, как горный козел, не запыхался, не хватается за поясницу. Ожил, ожил здесь ее муж, хотя дела их совсем не так уж хороши. Что-то есть целебное в высокогорном воздухе, в необходимости с утра до ночи шевелиться, двигаться вместе со стадом.
Сарбай продолжал прислушиваться. И вот с северной стороны донесся до него слабый отголосок. Может, эхо до него донеслось? Как петух, перед тем как прокукарекать свою песню, так и Сарбай вытянул из ворота шею и резким, особо поставленным голосом закричал:
— Эге-ге-гей! Стой там, иду-у!
Известно, что жители гор унаследовали от предков и голос высокий, и слух тонкий, и глаз зоркий. На большом расстоянии, за несколько километров, и не на ровном месте, а скрытые друг от друга холмами, перекликаются киргизы. Первые слова еле-еле слышны, а потом постепенно, будто настраиваются, не только отдельные слова — сложные, длинные фразы улавливают натренированные уши чабанов. И голоса их крепнут — все сильнее становятся и звенят в морозном воздухе. Сарбай расспросил сына и о том, что нашел он в далеком ущелье, и много ли нашел, и какие ветры там дуют, и не грозит ли им в пути снежный обвал. Только получив все нужные ему сведения, он спрыгнул в кошару и пошел среди овец к калитке.
Присев на корточки у стены, Салима подтаскивала к себе то одну тощую и больную овцу, то другую и, взяв ладонью из широкой деревянной чаши горсть ячменя, скармливала им, стараясь не уронить ни зернышка.
Нет такого человека, который хотя бы раз не сталкивался с выбором: лгать себя, своего друга или говорить правду, с одной стороны, в ущерб себе, с другой стороны, облегчая его судьбу. Все неоднократно слышали фразу «горькая правда лучше сладкой лжи». И если вы думаете об этом, вы можете понять, что это утверждение верно.
Потому что как бы мы ни старались, в большинстве случаев ложь раскрывается. Ведь создавая легенду, нужно учитывать множество деталей для ее достоверности, что довольно сложно. Любая, самая маленькая мелочь может выдать мошенника. Более того, придумать действительно правдоподобную историю гораздо сложнее, чем может показаться на первый взгляд.
Даже если никто никогда не узнает правду, ложь приносит беспокойство и страх, что ложь будет раскрыта. Это называется раскаянием. Одни будут мучиться совестью всю жизнь, другие всего пару дней. Все зависит от значения и размера лжи. Но этот страх перед неизвестным, которого совесть бросает вам «под подушку», может дойти даже во сне. Появляется определенная паранойя, которая в большинстве случаев заканчивается несколькими минутами стыда и жгучим чувством стыда. Маловероятно, что это стоит тех моментов облегчения, которые вы испытываете после того, как ваша ложь не рассказана сразу.
И все же каждое действие вызывает реакцию. Точнее, что за преступление, такое наказание. Если ложь раскрыта, то лжец будет наказан. Возможно, это не то, как ваша мать обычно наказывает в детстве, загоняя вас в угол или, в некотором смысле, материально, например, делает невозможным есть мороженое после обеда. Вы попадаете в глаза человеку и теряете самую важную часть хороших отношений между людьми - доверие, которое опять-таки гораздо труднее заработать, чем заработать, встречаясь.
Все любят слышать правду, но не все рады это говорить. Возможно, ложь иногда необходима, но только в исключительных случаях. Обязательно помните, что лгать - значит совершать негативный поступок, который, безусловно, не достоин похвалы. Конечно, правда горька и не приятна. Сказав правду, вы не знаете, как с вами будут обращаться, отвергать или принимать с рас объятиями, поэтому сделать это гораздо сложнее, чем придумать историю, которая будет полезна для вас. Но если ложь раскрыта, будет намного хуже, и, сказав правду, вы сможете спокойно дышать, забыв обо всем, что произошло, поэтому мы можем с уверенностью сказать, что горькая правда лучше сладкой лжи.