в романе ф. м. достоевского «преступление и наказание» эти два контрастных понятия идут бок о бок и образуют драматический накал страстей. что же выберут герои? добро или зло? добродетель или жестокость?
раскольников показывает на своем примере, как в одном человеке может сочетаться и доброта, и жестокость. главный герой по своей природе добр и милосерден – он любит сестру и мать, трепетно относится к семье мармеладовых, не жалеет денег на похороны мармеладова, искренне сочувствует соне. кроме того, автор акцентирует внимание на сне родиона, где он возвращается в детство. во сне мальчик до слез жалеет лошадь, которую бьют мужики. в то же время в его голове созревает жестокая теория о разделении людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». этот же человек убивает старуху-процентщицу и ее сестру. в душе раскольникова на протяжении всего произведения идет внутренняя борьба между добротой и жестокостью. в финале читатель видит искреннее раскаяние героя, победу добра над злом. но все же оба этих качества уживались в нем, как и во многих других людях.
соня мармеладова – тоже пример того, как зло может бороться с добром в пределах одного сердца. сама по себе героиня нежная, чуткая, кроткая. эта героиня – образец христианского смирения и любви к окружающим. под давлением жизненных обстоятельств соня вынуждена совершить жестокий по отношению к себе и своей совести поступок – продать себя, свое тело. но делает это она ради любви к своим ближним. без денег, которые она заработала, ее мачеха и дети могут попросту умереть от голода. и вот уже получается, что в основе жестокого поступка героини лежит самое чистое и настоящее добро. к сожалению, жертва во имя светлых идеалов редко обходится без жестокости, но, тем не менее, пример сони доказывает, что человек может победить темную сторону своей души и сохранить добродетель, несмотря ни на что
данила — герой сказа п. п. бажова «каменный цветок» (1938). в основу этого философско-поэтического произведения положены «тайные сказы» о малахитнице, хозяйке медной горы и о ее колдовском каменном цветке, заимствованные из уральского фольклора. сочетание фантастического и реального, характерное для народной сказовой традиции, подчеркивает драматизм столкновения действительности и идеала, обыденности и красоты. данилку недокормыша звали «блаженным» . ни в казачках господских, ни в подпасках оказался он «не гож» , и тогда отдали его в обучение к мастеру прокопьичу «по малахит-ному делу» . так он «вырос за работой» и стал лучшим мастером в своем деле. но не увлекала его работа: «трудности много, а красоты ровно и вовсе нет» . надумал д. «полную силу камня самому поглядеть и людям показать» . вспомнил он рассказ старой ведуньи вихорихи о колдовском каменном цветке, приносящем несчастье человеку, увидевшему его, но и дарующем познание главной сути прекрасного. бросился д. в ноги хозяйке медной горы: «покажи цветок! » та просьбу выполнила, но «затуманился» д. после того, как цветок увидел, «голову разломило» . бросил он свою невесту, названого отца прокопьича, «ахнул ба-лодкой» и сгинул: малахитница взяла его в «горные мастера» . о дальнейшей судьбе д. повествует автор в двух других сказах — «горный мастер» (1939) и «хрупкая веточка» (1940), вошедших в книгу «малахитовая шкатулка» . интерпретации образа д. -мастера традиционно связаны с проблемами духовной жизни творца, вечными поисками истины и гармонии, невозможностью конечного постижения тайны прекрасного.
сказ экранизирован в 1946 г. режиссером а. птушко; созданы опера к. в. молчанова «каменный цветок» (1950), с. с. прокофьева «сказ о каменном цветке» (1950). в партии д. дебютировал на сцене большого театра в. в. васильев (1959).
подробнее - на -