Произведение состоит из трех строф, написанных катреном. Поэт использует перекрестную рифмовку. Дактилическая рифма чередуется с мужской, что придает стихотворению какую-то особую твердость и упругость, а также плавность, напевность. Перед нами произведение о поздней осени, о красоте природы и тех чувствах, впечатлениях, которые вызывает унылая осенняя картина. Самые противоречивые чувства переполняют поэта: Ель рукавом мне тропинку завесила. Ветер. В лесу одному Шумно, и жутко, и грустно, и весело, - Я ничего не пойму. Произведение написано дактилем, который лучше, чем какой-либо другой размер, придает стиху неторопливость, плавность, мелодичность и какую-то величавость. Душевная жизнь героя, его чувства оказываются на первом плане стихотворения. А. А. Фет говорит о смятении «странника бедного» , ведь «кругом всё гудёт и колышется…» . О чем думает и переживает путник? Что приводит его сюда столь глубокой и сумрачной осенью? Чувство тоски, отчаяния, страха не покидает «странника» . Но вот приходит неожиданное Чу, там вдали неожиданно слышится Тонко взывающий рог.
Сладостен зов мне глашатая медного! Мертвые что мне листы! Кажется, издали странника бедного Нежно приветствуешь ты. А. А. Фет использует изобразительно-выразительные средства: эпитеты («глашатая медного» , «странника бедного») , олицетворения («Ель рукавом мне тропинку завесила» , «мертвые… листы» , «странника бедного нежно приветствуешь ты») , с которых он создает угрюмую и безотрадную картину. Звуковой фон стихотворения создается с повторяющихся сонорных звуков «р» , «л» , «н» , «м» , что позволяет нам представить печальную и безрадостную осеннюю природу с ее ветром, шумом и непогодой. Для А. А. Фета осень – пора угасания. Поэт описывает медленное умирание природы. Когда осеннюю природу описывает А. С. Пушкин, мы слышим ноты радостные. Когда про ту же пору говорит А. А. Фет, мы ощущаем тоску.
Всего один день и целая жизнь! Почему так подробно описан ТОЛЬКО ОДИН ДЕНЬ? Да потому что они однотипны, как две капли воды похожи один на другой, однообразны - в этом секрет художественного приёма, использованного автором. Герой ещё в постели, а ему шлют массу приглашений! Ещё бы! Он завидный жених, а невест на выданье много. Спит долго, так как вернулся под утро. Прогулка перед обедом, обед. Театр. Что привлекает? Незнакомые дамы. Ни лица, ни уборы не произвели впечатления. Скучно! Своему внешнему виду Онегин придавал весомое значение: по три часа вертелся около зеркала, следил за модой, одевался стильно по тем временам во всё изысканное и иностранное, в основном английское и французское. Одевшись, как денди лондонский, торопится Евгений на пиршество ( по крайней мере хотя бы на три надо успеть! ) Потанцевав, пококетничав, устав на балах, полусонный Онегин возвращается домой. И снова то же самое: сон до полудня, записки с приглашением, ..жизнь расписана до утра. Нравилась ли ему она, пёстрая и серая? Нет! Чувств ни к кому нет, светская жизнь надоела, а вскоре и к жизни вообще охладел. Хандра! Безразличие! Угрюмость! Недовольство собой и светом! Не смог изменить свой образ жизни этот грамотный незаурядный человек, потому что светское общество сильнее, потому что подобного этикета требовало оно . И хотя его ничего и никто не трогал, он продолжал жить такой жизнью.