1)Итак, всё кончено --- сказал он сам себе,
2)Владимир понимает, что жизнь его сломана: «Все кончено». Его мучит то, что надо оставить родной дом виновнику смерти отца, человеку, разорившему семью. Он с ужасом думает, что над всем, что ему дорого, надругаются презренные люди. «Страшные мысли рождались в уме его», но он еще не решил, что делать.
3)Решение Дубровского относится к той категории решений, которые часто принимали осажденные и проигравшие, не желая того, чтобы враг мог насладиться плодами своей победы. Осажденные сжигали свой город, Дубровский решил сжечь свой отчий дом.
На протяжении всей своей жизни Пушкин воспевал всепобеждающую силу любви. В любовной лирике Пушкина -- упоение всепоглощающей любовью, упоение красотой любимой женщины, что уже само по себе приносит ни с чем не сравнимое счастье, блаженство. Без любви нет жизни, нет «божества», нет «вдохновенья». В поздних произведениях Пушкина любовная лирика теряет конкретную адресность. В них появляется тема поклонения вечному идеалу Женщины, идеалу вечной женственности, недоступной грешным желаниям, идеалу добра, красоты и вдохновения. Любовь в поэзии Пушкина -- это глубокое, нравственно чистое, бесконечно нежное и самоотверженное чувство, облагораживающее и очищающее человека. Даже тогда, когда ей нет отклика, любовь -- дар жизни. Идеал любимой представляется поэту как «гений чистой красоты», как «чистейшей прелести чистейший образец».
Любви присуще и трагическое -- ревность, разлука, смерть любимой. Пушкин касается трагического в любви, но его «печаль светла», и он никогда не впадает в уныние. Лирический герой поэта всегда желает счастья той, которую он любит безнадежно.
никакая другая выявляет индивидуальность поэта, определяет особенность
его голоса среди других поэтических голосов. Муза стихотворца
отзывается на многое, ей доступны самые разные чувства,
эмоции и переживания, однако лишь в словах о любви сполна познается
и изливается душа поэта. Обращаясь к любовной лирике
Пушкина, понимаешь, насколько непосредственна связь личности
поэта и его творчества. Пушкинские стихи - отражение сложной
духовной эволюции поэта, который парадоксальным образом в каждой
точке своего художественного пути развивался, менялся, оставаясь
в чем-то главном-неизменным.
Почти все исследователи творчества Пушкина пишут о его «всемирной
отзывчивости», о виртуозном умении проникнуть в дух чужой
культуры, и прежде всего - античной и западноевропейской.
И это неудивительно, ведь на ней Пушкин-лицеист воспитывался,
познавал поэтические азы, приобщался к миру подлинного искусства.
Отсюда родом вся ранняя, ученическая лирика поэта, населенная
многочисленными мифологическими образами. В любовных стихах
этого периода, пронизанных духом веселой, игривой фривольности,
мы не встретим реалистически выписанного образа возлюбленной,
а найдем обобщенный, собирательный портрет прекрасной
Делии, Хлои, Дорины, Розины.
Смехи, вольность - все под лавку,
Из Катонов я в отставку,
И теперь я-Селадон! -
шутливо заявляет юный поэт, пробуя себя в столь популярной в лицейских
кругах любовной лирике. Серьезное ч увство еще не посетило
поэта, и любовь в его изображении легка и беспечальна, совершенно
в духе античного поэта Анакреонта: «Миг блаженства век
лови» («Блаженство»). Полные юмора и изящества, любовные миниатюры
раннего Пушкина представляют собой то пасторали с неизменными
пастушками («Рассудок и любовь»), то пикантные или простодушные
сценки, изобилующие «зефирами», «стенаньями», «огнем
любви несчастной» («Любовь одна- веселье жизни хладной»). Юный
поэт нимало не обременяет чувства своих стилизованных героев
сложной и противоречивой психологией: любовь, как правило,
внушается им или нашептывается Эротом («Опытность»), зарождается
под воздействием стрелы, метко пущенной в сердце Купидоном.
Безответная любовь для пушкинских героев этих стихотворений -
безусловно несчастная любовь:
Любовь одна - веселье жизни хладной,
Любовь одна-мучение сердец:
Она дарит один лишь миг отрадный,
А горестям не виден и конец.
А ведь в любовной лирике зрелого периода поэт продемонстрирует
вершины самоотверженности и величия духа в ситуации неразделенной
любви.
Уже в раннем стихотворении 1916-го года «Я думал, что любовь
погасла навсегда» дает о себе знать «взросление» души поэта. Здесь
намечается противопоставление любви и идеалов вольнолюбия.
«Амур, уж я не твой», - с грустью признается лирический герой
этого стихотворения. Действительно, в этот период, отмеченный близостью
к декабристским кругам и сочувствием их идеалам, мечтами
о свободе, любовная фразеология в пушкинских стихах сменяется
образом боевого товарищества. Идеалом для «Союза благоденствия»,
на который ориентировался Пушкин, был герой, добровольно отказывающийся
от личного счастья ради счастья родины. С этих позиций
любовная лирика осуждалась как расслабляющая и уводящая
от сурового героизма. Однако Пушкин далек от такой прямолинейности,
и его позиция в определении соотношения личного и общественного
более сложная. В стихотворении «Краев чужих неопытный
любитель» поэт пишет:
Где гражданин с душою благородной,
Возвышенной и пламенно свободной?
Где женщина - не с хладной красотой,
Но с пламенной, пленительной, живой?
Таким образом, Пушкин сопоставляет, ставит рядов два высоких
идеала: гражданский и человеческий. Параллелизм «пламенная
свободная душа» и «пламенная красота» еще резче подчеркивает,
что в глазах поэта любовь не противостоит свободе, а является как
бы ее синонимом. Свобода включает счастье и расцвет личности,
а не ее самоограничение. Вот почему для Пушкина политическая
и любовная лирика не противостоят друг другу, а сливаются в общем
порыве свободолюбия.
Любовь в зрелой лирике Пушкина становится всеохватывающим
чувством, оплодотворяющим саму жизнь, дающим ей смысл. Так, в знаменитом
стихотворении, посвященном А. П. Керн, «чудное мгновенье»
созерцания любимой женщины возрождает героя, приобщает его
к вечности: И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.
В ряд равновеликих ценностей «жизнь» и «любовь» поэт включает
и «вдохновенье». Поэтому с уверенностью можно сказать, что
любовь для пушкинского лирического героя - это еще и творчество,
ведь вдохновенье для Пушкина- неотъемлемая примета творчества,
его синоним. Перед нами зрелый человек и зрелый мастер, стихи
и судьба которого находятся в неразрывном единстве.