любовь — сильнейшее человеческое чувство — сыграла большую роль в жизни обломова. любовь двух женщин: одной — умной, утонченной, нежной, требовательной, другой — хозяйственной, простодушной, принимающей героя таким, какой он есть. кто может понять илью обломова? чего он ищет в жизни, в женщине? ведь его возлюбленные различны как небо и земля. и почему обломов остался с агафьей пшеницыной — “простой бабой”, а не с божественной ольгой? да, найти сходство в этих женщинах сложно. даже любили они по-разному. ольга душевно, высоко, а агафья матвеевна — земной, примитивной любовью. возвышенная любовь ольги находит отражение в музыке, прогулках по парку, признаниях, цветах сирени. любовь же агафьи матвеевны — это вкусный пирог, горячий кофе, белые подушки. по-моему, любовь ольги была немного противоречивой: то она хотела видеть илью ильича ежедневно, то, напротив, приказывала ему не приходить часто, чтобы люди не подумали дурного. ольге нужен был “усовершенствованный” обломов, а не тот ленивец-добряк, который днями лежит на диване. она любила героя таким, каким хотела видеть его, нарисованного в своем воображении. с одной стороны, ильинская разбудила заснувшую душу, которая способна чувствовать, плакать, смеяться. с другой — она навязывала возлюбленному свои представления о жизни, требовала изменения самой натуры. поэтому-то, мне кажется, обломов “испугался” ольги, ее требовательной любви. агафья пшеницына — хозяйка дома, в котором поселился обломов,— полная противоположность ильинской. если ольгу мы видели через душу, глаза, то агафью — через тело, недаром так часто упоминаются ямочки на локтях и белая шея женщины. ее внешность говорила обо всем: простодушна, добра, ласкова, , помимо этого — отличная хозяйка. она оберегала покой обломова, готовила ему изысканную пищу, поддерживала чистоту его комнаты, заботилась о здоровье. вот оно — тихое пристанище, которого никогда не было бы у обломова с ольгой. такая мирная, уютная семейная жизнь не пугала героя, как пугала его женитьба на ильинской, поскольку не налагала на него никакой ответственности. он любил жену, сына, семейный быт, олицетворявший для него главное — и душевный покой.
Н. а. некрасов-поэт уделял огромное внимание детям: посвящал им свои стихи. в свет вышли такие его произведения, как “стихотворения, посвященные детям” (1867, 1870), “школьник” (1856), “плач детей” (1860) и многие другие. тема детства постоянно перекликается в стихотворениях некрасова с темой россии и народа. вспоминает ли некрасов свое собственное детство (“на волге”), размышляет ли над судьбой крестьянского мальчика (“школьник”) — везде мы замечаем образ россии, ее прошлое, настоящее и будущее. школьник — крестьянский мальчик, который отправляется пешком в город учиться. доброжелательный рассказчик приглашает его к себе в попутчики и пророчит ему славное будущее. мальчик из бедной семьи: «ноги босы, грязно тело / и едва прикрыта » но тяжелое материальное положение не в силах истребить в народе тягу к знаниям. рассказчик оптимистически полагает, что «не без добрых душ на свете» и мальчику выйти в люди, как бы ни было трудно преодолеть сопротивление «тупых, холодных / и напыщенных собой» . тема выходца из народа закономерно связывается с именем м. в. ломоносова: «скоро сам узнаешь в школе, / как архангельский мужик / по своей и божьей воле / стал разумен и велик» . по содержанию стихотворение во многом перекликается с драмой некрасова «юность ломоносова» . в стихотворении отразились надежды некрасова на обновление россии в результате пробуждения духовной активности народа, чему должно было, по его мнению, способствовать просвещение.
Впоэме пушкина гетману дана беспощадно-резкая, уничтожающая характеристика, поразительная по своей одноплановости (что сам поэт объяснял верностью фактам) . мазепа предстает в поэме как человек абсолютно аморальный, бесчестный, мстительный, злобный, как вероломный лицемер, для которого нет ничего святого (он «не ведает святыни» , «не помнит благостыни») , человек, привыкший любой ценой добиваться поставленной цели. преступный соблазнитель своей юной крестницы марии, он предает публичной казни ее отца кочубея и — уже приговоренного к смерти — подвергает жестокой пытке, дабы выведать, где спрятал тот свои клады. столь же беспощадно изображена и политическая деятельность мазепы. его слова о свободе отчизны — откровенная политическая демагогия и прямая ложь: отпадение украины от россии означало бы ее зависимость от швеции и польши, на которых мазепа так рассчитывал. практическая подготовка заговора мазепы представлена в поэме как польская интрига, как отвратительный политический торг («торгуют царской головой, торгуют клятвами вассалов») . истинные мотивы деятельности мазепы — месть оскорбившему его петру, а главное — безудержное, ненасытное властолюбие («и скоро в смутах, в бранных спорах, быть может, трон воздвигну я») . весь этот нравственно-психологический комплекс (жажда власти, возвышения, личного самоутверждения при полнейшей неразборчивости в средствах) пушкин полагал типичным для новой знати вообще. ведь еще недавно — в отличие от богатого и знатного кочубея — мазепа был беден, безвестен, социально ничтожен («беден был и мал») . но дело не только в личных качествах м. само его выступление изображено в поэме как враждебное преобразованиям петра, всецело обращенное в прошлое, сродное бунту московских стрельцов. в «полтаве» «друзьям кровавой старины» противостоит родовитый и знатный кочубей, не побоявшийся сказать правду о заговоре мазепы. казнь кочубея представлена в «полтаве» как трагическая ошибка петра, но ошибка не случайная. петр поверил мазепе и не поверил кочубею, ибо в большей мере опирался на новую знать, а не на древнюю аристократию. и эта проблема переориентации верховной власти на союз со старинным дворянством, к которому поэт причислял и себя, была одной из важнейших для пушкина начиная со второй половины 1820-х гг. «полтава» была политическим уроком и укором новому царю, также совершившему трагическую ошибку, какой казалась пушкину расправа над декабристами.
любовь — сильнейшее человеческое чувство — сыграла большую роль в жизни обломова. любовь двух женщин: одной — умной, утонченной, нежной, требовательной, другой — хозяйственной, простодушной, принимающей героя таким, какой он есть. кто может понять илью обломова? чего он ищет в жизни, в женщине? ведь его возлюбленные различны как небо и земля. и почему обломов остался с агафьей пшеницыной — “простой бабой”, а не с божественной ольгой? да, найти сходство в этих женщинах сложно. даже любили они по-разному. ольга душевно, высоко, а агафья матвеевна — земной, примитивной любовью. возвышенная любовь ольги находит отражение в музыке, прогулках по парку, признаниях, цветах сирени. любовь же агафьи матвеевны — это вкусный пирог, горячий кофе, белые подушки. по-моему, любовь ольги была немного противоречивой: то она хотела видеть илью ильича ежедневно, то, напротив, приказывала ему не приходить часто, чтобы люди не подумали дурного. ольге нужен был “усовершенствованный” обломов, а не тот ленивец-добряк, который днями лежит на диване. она любила героя таким, каким хотела видеть его, нарисованного в своем воображении. с одной стороны, ильинская разбудила заснувшую душу, которая способна чувствовать, плакать, смеяться. с другой — она навязывала возлюбленному свои представления о жизни, требовала изменения самой натуры. поэтому-то, мне кажется, обломов “испугался” ольги, ее требовательной любви. агафья пшеницына — хозяйка дома, в котором поселился обломов,— полная противоположность ильинской. если ольгу мы видели через душу, глаза, то агафью — через тело, недаром так часто упоминаются ямочки на локтях и белая шея женщины. ее внешность говорила обо всем: простодушна, добра, ласкова, , помимо этого — отличная хозяйка. она оберегала покой обломова, готовила ему изысканную пищу, поддерживала чистоту его комнаты, заботилась о здоровье. вот оно — тихое пристанище, которого никогда не было бы у обломова с ольгой. такая мирная, уютная семейная жизнь не пугала героя, как пугала его женитьба на ильинской, поскольку не налагала на него никакой ответственности. он любил жену, сына, семейный быт, олицетворявший для него главное — и душевный покой.