в образе ноздрева гоголь представляет нам «лживо-нахальную разновидность пошлости». истоки данного образа уходят в комедии аристофана и плавта, в западноевропейскую . однако много в этом образе и чисто , национального. подобный тип был отмечен уже пушкиным в романе «евгений онегин».мой брат двоюродный, буянов,
в пуху, в картузе с козырьком
(как вам, конечно, он основные черты характера ноздрева — это наглость, хвастовство, склонность к дебоширству, энергичность и непредсказуемость. гоголь замечает, что люди подобного типа всегда «говоруны, кутилы, лихачи», в их лицах всегда видно «что-то открытое, прямое, удалое», они отчаянные игроки, любители погулять. они общительны и бесцеремонны, «дружбу заведут, кажется, навек; но всегда почти так случается, что подружившийся подерется с ними того же вечера на дружеской пирушке».раскрывая образ ноздрева, гоголь мастерски использует различные художественные средства. прежде всего, выразителен сам портрет героя. «это был среднего роста, недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми как снег зубами и черными как смоль . свеж он был, как кровь с молоком; здоровье, казалось, так и прыскало с лица его».характерно, что ноздрев обладает привлекательной внешностью, силой, он смеется «тем звонким смехом, каким заливается только свежий, здоровый » здесь в поэме возникает мотив богатырства. «, фольклорную и традиции вобрал в себя один из ведущих мотивов «мертвых душ» — богатырство, играющий роль положительного идеологического полюса в поэме», — писала е. а. смирнова. портретирование героев «в свете мотива богатырства как в его прямом, так и в травестийном смысле» было отмечено в. а. недзвецким.и в обрисовке ноздрева мы наблюдаем комическое снижение данного мотива. контраст между его внешним видом и внутренним обликом огромен: жизнь героя бессмысленна, «подвиги» этого «богатыря» не идут далее карточного шулерства или драки, учиненной на ярмарке.сам мотив «разгулья удалого», «широкой души», присутствующий у гоголя на протяжении всего повествования, комически снижается в образе ноздрева. как замечает дореволюционный исследователь, ноздрев — это лишь «видимость широкой натуры. он менее всего может претендовать на признание его «широкой натурой»: нахал, пьяница, лжец, он в то же время трус и совершенно ничтожный человек».характерен и пейзаж, обрамляющий эпизод посещения помещика чичиковым. «ноздрев повел своих гостей полем, которое во многих местах состояло из кочек. гости должны были пробираться между перелогами и взброненными во многих местах их ноги выдавливали под собою воду, до такой степени место было низко. сначала они было береглись и переступали осторожно, но потом, увидя, что это ни к чему не служит, брели прямо, не разбирая, где большая, а где меньшая грязь». пейзаж этот говорит о расстроенном хозяйстве помещика и одновременно символизирует безалаберность ноздрева.
Среди декабристов было много друзей А.С. Пушкина. Весть о разгроме и арестах он воспринял как личную трагедию.
Послание написано в высоком стиле, в нем много абстрактных образов: Несчастье, Надежда, Свобода, Любовь, Дружество.
Автор рисует мрачное пространство, в котором оказались герои: «мрачное подземелье», «каторжные норы», «оковы тяжкие», «темницы». Эти образы создают трагическую атмосферу несчастья, постигшего друзей поэта.
Однако лирический герой уверен, что у несчастья всегда есть верная сестра – надежда. И он надеется, он верит в человека, в борца, который в самых тяжелых условиях сохранить в себе «гордое терпенье», верность своим идеалам, «дум высокое стремленье». Герой уверен, что «любовь и дружество», «свободный глас» единомышленника поддержать ссыльных им переносить все тяжести каторги. Он также уверен, что рано или поздно справедливость восторжествует, и это заставляет его радоваться:
оковы тяжкие падут, темницы рухнут –
и Свобода вас встретит радостно у входа,
и братья меч вам отдадут.
Финал стихотворения звучит оптимистично, он полон надежды и веры.
Известно, что декабристы получили послание поэта, и оно действительно очень поддержало их, было одним из немногих радостных событий их каторжной жизни.