рассказчика поразила картина, которую он увидел при отступлении войск из брестской крепости. брестская крепость первой приняла на себя удар фашистской армии. мать мальчика погибла под обстрелом, мальчик поседел от горя. раненый отец привязал мальчика к щиту, чтобы тот не упал. мальчик махал рукой войскам, которые шли из глубины россии на фронт.автор хочет сказать, что он должен участвовать в борьбе с врагами, пока фашистов не прогонят с нашей земли. он хочет увидеть, как ребенку будет возвращена его родина, как он возвратится в свой город и «поцелует горсть родной земли».
выражение «седой мальчишка на лафете спал» обозначает, что поседевший от горя мальчик спал на лафете, то есть на станке артиллерийского орудия.
«ты это горе знаешь понаслышке, / а нам оно оборвало сердца». автор стихотворения обращается к человеку, который не был на фронте, знает о войне только со слов других людей, и не может почувствовать всей душой трагедию войны. фронтовикам, которые отступали из бреста, чувство сострадания проникло глубоко в душу. стихотворение симонова более торжественное, в нем больше рассуждений, чем рассказов о действии. потому что это стиховторение и звучит как клятва — клятва в том, что мы обязательно освободим родную землю от врагов и вернем мальчика домой, чтобы он «поцеловал горсть родной земли».
Стихотворение начинается с рассказа о том, что в пустыне стоят три пальмы. Возле них течет ручей, они представляют собой оазис посреди пустыни. Они находятся в том месте, где не ступала нога человека. Поэтому они обращаются к Богу и жалуются на свою судьбу. Они считают, что стоят в пустыне без какого-либо предназначения, а ведь могли бы своей тенью заблудившегося путника.
Их была услышана, и к трем пальмам вышел караван. Люди сначала отдохнули под тенью пальм и выпили студеной воды, но вечером безжалостно срубили деревья, чтобы разжечь костер. Остался от пальм лишь пепел, а ручей остался без защиты от палящего солнца. В итоге ручей пересох, и пустыня стала безжизненной. Не стоило пальмам жаловаться на свою судьбу.
По жанру «Три пальмы» относятся к , которая написана четырехстопным амфибрахием. В стихотворении прослеживается четкая сюжетная линия. Лермонтов использовал такие художественные средства как метафоры (пылающая грудь), эпитеты (роскошные листья, гордые пальмы), олицетворения (листья шепчутся, пальмы приветствуют). С олицетворения поэт сравнивает пальмы с людьми. Люди все время недовольны своей жизнью и просят у Бога что-то изменить. Лермонтов дает понять, что не все то, о чем мы просим, может принести благо.