я люблю читать стихи самуила яковлевича маршака. они всегда веселые, увлекательные, задорные. но оказывается, что маршак сочинял не только стихи, но и пьесы. например, он сочинил пьесу- сказку «двенадцать месяцев».
эта сказка новогодняя, потому что действие там происходит под новый год. новый год и рождество — это время, когда происходят чудеса и волшебство. вот и здесь мы становимся свидетелями волшебства. ну разве не волшебство, что падчерица встречает двенадцать месяцев у костра, или то, что она смогла набрать корзину подснежников в декабре! конечно, такое может быть только в сказке. но мне приятно, что эта добрая и хорошая девочка была вознаграждена. ведь в реальной жизни так не всегда получается, а здесь она даже встретила свою любовь. это справедливо, потому что ей жилось тяжело: мачеха ее гноила и унижала. почему? потому что у нее была своя дочь, которая была хуже падчерицы. мачеха для нее делала все, потакала ее капризам. сама же мачеха была злая и жадная: она послала бедную девушку за подснежниками из-за золота. маршак показывает нам, что только человек с чистой душой и добрым сердцем может повстречаться с чудесами в своей жизни. ведь падчерица уже и не надеялась ни на что. я сочувствовала девушке, когда ее выгнали на сильный мороз за подснежниками. она и так замерзла, хотела есть, а тут еще королеве захотелось чего-то необычного на новый год. и я обрадовалась, когда все так замечательно вышло: падчерица победила всех своих недоброжелателей. сказка заканчивается счастливым концом и оставляет на душе радостные чувства.
Почему же мысль лирического героя погружается «в какой-то смутный сон»? Что-то непонятное не дает покоя… Смутный сон… Все же это тревога, недосказанность, неполнота жизни, хотя поэт утверждает, что счастье он может постигнуть на земле. Чувствуется самообман. Что же не так?
Красивый мир грез существует отдельно, сам по себе. Там, где нет человека, все гармонично для поэта. Место, пустое от людей, - это уже противопоставленность человека и природы. Создается впечатление, что именно такой мир близок Лермонтову.
В этом стихотворении невольно улавливаешь разобщенность героя с людьми, одиночество, безысходность, которые лишь на время отступают, дают поэту забыться.
Тревога жила в его душе. Проблема не исчерпана: на смену весне, лету придет зима. В жизни все меняется, находится в движении. Счастье кратковременно, что подчеркнуто словами: «и счастье я могу постигнуть на земле», «когда волнуется желтеющая нива…». Лермонтов чувствует себя одиноким и во времени. Все так зыбко.
Перед нами человек, умеющий понимать природу и ценить тончайшие оттенки: «свежий лес», «малиновая слива», «сладостной тенью», «душистой росой», «румяным вечером», «час златой», «ландыш серебристый», «мирный край», «студеный ключ». Природа живет: прячется слива, ландыш качает головой, студеный ключ играет по оврагу, ключ лепечет таинственную сагу.
Создается странное впечатление: волнующаяся нива, шумящий лес, играющий ключ не могут вызвать у нас ничего, кроме любования. А хочется почувствовать дуновение ветерка, увидеть, что и нам приветливо кивает ландыш, и услышать таинственную сагу. Нет, прекрасная картина погружает мысль в смутный сон. Есть красота, есть природа, но нет места …мне.