события начинаются на кавказе в одном из старых монастырей,в который попадает главный герой.его отношение к свободе ярко выражается с самого начала(он сбегает из монастыря, лишь бы вернутся на свою родину), и поскольку он уроженец кавказа, в нем течет свободолюбивая кровь, как и у всех людей этой национальности. к религии он относится нейтрально, а служителей не понимает, ведь они совершенно не рвутся на свободу, не стараются жить на своей родине. я считаю что этот герой близок мне своими нравственными качествами, такими как преданность, сила духа, свободолюбивость, но не считаю совсем правильным его поступок в отношении тех, кто его воспитал.
но рассказ о семейной беде калашникова, о его единоборстве с опричником и казни отважного купца — это уже не застольная песенка, предназначенная для увеселения царя и его приближенных. эта простая и трагическая повесть доводится до сведения народа.
избранный лермонтовым способ повествования потребовал, разумеется, использования художественных средств, характерных для народной поэзии:
мы сложили ее на старинный лад,
мы певали ее под гуслярный звон
и причитывали да присказывали.
в то же время стилизации произведения под народную поэзию ярче проступают те черты калашникова, которые традиционны для образа народного героя. являясь главой семьи и для своей жены и детей; и для младших братьев, калашников четко осознает свою ответственность и за материальное благополучие своих близких, и за их доброе имя. именно чувство ответственности и забота о дальнейшей судьбе семьи тревожит калашникова, а не собственная участь, когда он навлекает на себя гнев царя. не о помиловании для себя просит «удалой купец», а о царском покровительстве для своих родных:
прикажи меня казнить — и на плаху несть
мне головушку повинную;
не оставь лишь малых детушек,
не оставь молодую вдову
да двух братьев моих своей
высокий идеал чести толкает калашникова на бой с опричником. подозрение, что жена могла поступить не так, как полагается согласно этому идеалу, заставляет степана парамоновича сурово заговорить с аленой дмитревной: уж ты где, жена, жена шаталась?
на каком подворье, на площади,
что растрепаны твои волосы,
что одежа твоя вся изорвана?
уж гуляла ты, пировала ты,
чай, с сынками все
не на то пред святыми иконами
мы с тобой, жена,
чувство ответственности за родных, непоколебимость нравственных устоев, готовность отстаивать их до последнего вздоха — все это сближает образ калашникова с образами былинных богатырей, заступников руси. опричнина, введенная иваном грозным, была страшным несчастьем для всей россии. по свидетельствам , опричники могли делать все, что им заблагорассудится. они подчинялись только царю, который не ставил преград их беззакониям. обида, нанесенная опричнику, сурово каралась, словно она была нанесена самому царю. недюжинную смелость нужно было иметь, чтобы открыто признаться, как калашников:
я скажу тебе, православный царь:
я убил его вольной волею,
а за что, про что — не скажу тебе,
скажу только богу единому.
Одно из основных мест в романе отведено семье Лариных. Это типичная семья, ничем не отличающаяся от семей провинциальных помещиков того времени, которые, в отличие от света, жили по старинке, сохраняя традиции и “привычки милой старины”, отмечали вместе с крестьянами православные праздники:
Они хранили в жизни мирной
Привычки милой старины;
У них на масленице жирной
Водились русские блины.
Именно на примере этой семьи и раскрываются женские образы Татьяны и Ольги Лариных, их матери. “Простой.. . добрый барин”, “смиренный грешник” Дмитрий Ларин умер к моменту начала действия романа. Всеми делами в семье заправляла мать Татьяны. Она когда-то жила в городе, но, ее “не спрося, выдали замуж” за Дмитрия Ларина, в то время как она вздыхала о другом. Она немного поплакала, но вскоре привыкла к скуке деревенской жизни и вскоре “открыла тайну, как супругом самодержавно управлять”, и тогда все “пошло на стать”. Она превратилась в типичную уездную помещицу:
Она езжала по работам,
Солила на зиму грибы,
Вела расходы, брила лбы,
Ходила в баню по субботам,
Служанок била осердясь.. .
За этими повседневными делами проходила спокойно ее жизнь. Такая жизнь не требовала большого ума, да она его и не имела. Все ее духовное развитие состояло в чтении романов Ричардсона в молодости (она их читала только потому, что “в старину княжна Алина, ее московская кузина, твердила часто ей об них”). Ларина-мать по-своему любила своих дочерей: она хотела видеть их счастливыми, мечтала выдать удачно замуж. Точную и меткую характеристику Лариной дал Онегин:
А кстати, Ларина проста,
Но очень милая старушка.
Копией своей матери является Ольга Ларина, и, как скажет позже Белинский, она “из грациозной и милой девочки сделается недюжинною барыней, повторив собою свою маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время”.