Данная сцена занимает центральное место в анализе поэмы «Мцыри», написанной М. Ю. Лермонтовым. На текстовом уровне сам эпизод выделен Лермонтовым в отдельную главку. Эпизод построен на выраженном контрасте: два сильных героя противопоставлены друг другу по нескольким параметрам: Ожидание. И Мцыри, и барс ожидают друг друга в ночи. Хотя барс – это животное, ему свойственны природные инстинкты в большей мере, нежели человеку, однако, Мцыри также как бы превращается в животное. Он также ждет, причем его поведение напоминает поведение животного. Об этом говорит характер его ожидания – он ждет затаившись. Что касается барса, то он принял вызов, как и подобает любому, кто попадет в дикую природу. Призыв барса сравнивается со стоном, что сразу намекает на исход битвы: раз барс стонет в самом начале поединка, значит, обязательно будет повержен. Мцыри – это все же человек, его душа также взывает к барсу, но стон барса означал для него ожидание свободы. Тема поединка в прямом и метафорическом смысле – универсальная лермонтовская находка для выражения актуальной мысли. Метафоричность сцены боя. Сам бой символизирует собой сражение Мцыри с самим собой. Его характер – дикий, неукротимый, жаждущий свободы и счастья, преодоления всяких трудностей, - сродни повадкам барса. Победив барса, Мцыри победил себя. Тем самым он вырвался на свободу не только из монастырских стен в прямом значении, но и избавился от предрассудков, ведь как долго он готовился к побегу. Получается, что Мцыри отрекся от Бога и верит теперь только в себя и в случай. Эпилог сцены смертельного боя с барсом – это изученное явление в литературе. Однако в исследовании текста остается еще немало «белых пятен», к примеру, как через сцену боя транспонируется типичный образ романтического героя во всей литературе начала XIX века.
Удивительной чистотой, силой и свежестью чувства, глубиной душевных переживаний веет от произведений замечательного русского поэта Николая Михайловича Рубцова. «Из души живые звуки в стройный просятся мотив», — писал поэт в стихотворении «Весна на море ».
И действительно, стройность мотива в стихах Рубцова удивительная. Читая его произведения, не устаешь удивляться тому, как послушны автору слова, как естественно складываются они в строки, а строки плавно переходят одна в другую. О чем бы ни писал Николай Рубцов — во всем неповторимая гармония, сила, красота. В его стихотворениях — прелесть русской природы, искренняя любовь к родному краю, насыщенная и многообразная внутренняя жизнь человека. В них — и биография самого поэта. «Стихи пытался писать еще в детстве», — говорит автор. Плененный занимательными книгами о морских путешествиях, юный Николай Рубцов буквально бредил морем. И его глубокие, искренние чувства уже тогда выливались в стихотворные строки:
* Вечно в движении, вечно волна, * (Шумны просторы морские), * Лишь человеку покорна она, * Сила суровой стихии. * К морю нельзя равнодушным быть… * Если, настойчиво споря, * Ты говоришь: «Не могу любить» * Значит, боишься моря.
С годами зов моря не только не ослабнет в душе поэта, а станет еще сильнее, и он осуществит свою мечту. Море станет одной из самых ярких страниц его жизни и в то же время первым серьезным испытанием, суровой жизненной школой. Море останется его первой и, возможно, самой сильной любовью. Такой же сильной, как любовь к родине, к родному селу Никольское, где детство поэта:
* Деревья, избы, лошадь на мосту, * Цветущий луг — везде о них тоскую. * И разлюбив всю эту красоту, * Я не создам, наверное, другую…
Так трогательно и проникновенно писал Рубцов в стихотворении «Утро». И он никогда не смог разлюбить красоту милых сердцу мест. Где бы ни находился поэт, его душа всегда остается на родине, в ее лугах, полях, лесах, в стогах сена и пении птиц:
* Но моя родимая землица * Надо мной удерживает власть, - * Память возвращается, как птица, * В то гнездо, в котором родилась. * И вокруг любви непобедимой * К селам, к соснам, к ягодам Руси * Жизнь моя вращается незримо, * Как земля вокруг своей оси, — * признается автор в стихотворении «Ось».
Часто, особенно по вечерам, поэт любил погружаться в воспоминания детства — воспоминания о родном селе, о милой сердцу природе, о постоянно манящем море. И в эти моменты в его душе рождались самые поэтические строки. Наверное, поэтому Николай Рубцов больше всего любил одиночество:
* В горьких невзгодах дня * Было порой невмочь. * Только одна и утешит меня * Ночь, черная ночь.
Ночью, в одиноких раздумьях, он находил успокоение и даже утешение. И стихотворения, созданные в часы этих раздумий, передают сложный душевный мир лирического героя, все оттенки его психологического состояния. Внутренней жизни человека, его душе поэтом посвящено немало прекрасных строк. «Все темы души — это вечные темы, и они никогда не стареют, они вечно свежи и общеинтересны», — удивительно точно сказал Н. Рубцов. О чем бы он ни писал, он всегда стремился подчиняться не одному рассудку, но и чувству. Возможно, даже чувству — в большей степени, потому что, как писал поэт в своем стихотворении «О чем писать?»:
* Но если нет * Ни радости, ни горя, * Тогда не мни, * Что звонко запоешь, * Любая тема — * Поля или моря, * И тема гор - * Все это будет ложь!
Николай Рубцов писал чувством, писал сердцем, самой душой.
Чехов Антон Павлович родился в Таганроге. Дед его был по происхождению крепостным, но выкупил волю для себя и своей семьи и служил после этого управляющим имением (некоторые черты его образа отражены в персонаже Фирсе из "Вишневого сада"). Отец Антона Павловича владел бакалейной лавкой, однако отличался неумением вести хозяйственные дела, непрактичностью. В его характере соединилось многое: передавшаяся детям художественная одаренность (Павел Георгиевич неплохо рисовал, а также увлекался музыкой, играл на скрипке, любил церковное пение) с властностью и деспотичностью по отношению к близким и окружающим. Чехов, вспоминая о детстве, писал Александру, своему старшему брату, в 1883 году о том, что детство было отравлено ужасами. Семейный деспотизм и наказания выработали в Чехове неприятие насилия и несправедливости, стремление к независимости, обостренное чувство собственного достоинства. -
На текстовом уровне сам эпизод выделен Лермонтовым в отдельную главку.
Эпизод построен на выраженном контрасте: два сильных героя противопоставлены друг другу по нескольким параметрам:
Ожидание. И Мцыри, и барс ожидают друг друга в ночи. Хотя барс – это животное, ему свойственны природные инстинкты в большей мере, нежели человеку, однако, Мцыри также как бы превращается в животное. Он также ждет, причем его поведение напоминает поведение животного. Об этом говорит характер его ожидания – он ждет затаившись.
Что касается барса, то он принял вызов, как и подобает любому, кто попадет в дикую природу.
Призыв барса сравнивается со стоном, что сразу намекает на исход битвы: раз барс стонет в самом начале поединка, значит, обязательно будет повержен.
Мцыри – это все же человек, его душа также взывает к барсу, но стон барса означал для него ожидание свободы.
Тема поединка в прямом и метафорическом смысле – универсальная лермонтовская находка для выражения актуальной мысли.
Метафоричность сцены боя. Сам бой символизирует собой сражение Мцыри с самим собой. Его характер – дикий, неукротимый, жаждущий свободы и счастья, преодоления всяких трудностей, - сродни повадкам барса. Победив барса, Мцыри победил себя. Тем самым он вырвался на свободу не только из монастырских стен в прямом значении, но и избавился от предрассудков, ведь как долго он готовился к побегу.
Получается, что Мцыри отрекся от Бога и верит теперь только в себя и в случай.
Эпилог сцены смертельного боя с барсом – это изученное явление в литературе. Однако в исследовании текста остается еще немало «белых пятен», к примеру, как через сцену боя транспонируется типичный образ романтического героя во всей литературе начала XIX века.