"В романе "Отцы и дети" - трагедия одинокой личности, которую утрата веры в Бога поставила перед лицом абсурда" Я думаю, что это утверждение о Базарове как об одинокой личности, поставленной перед ли- цом абсурда с утратой веры в Бога, отчасти верно, а отчасти ложно. Всё зависит от того, что понимать под абсурдом, считать ли мысли и планы Базарова ошибочными или нет. Каждый че- ловек может жить по-своему, человеческая ин- дивидуальность состоит в различии мнений, характеров и поступков разных людей. К абсурду ли привела Базарова утрата веры в Бога? Трудно однозначно ответить на этот вопрос. Базаров, несомненно, личность, и личность действительно одинокая. От одиночества он не очень-то страдает или, может быть, не хочет показывать своих чувств. Тем не менее, по-моему, трагедия Евгения Базарова в его одиночестве, в его неудаче, в смерти, в том, что он может при- нести конкретную пользу своему народу лишь трудом скромного врача. Однако всё же это польза, и ощутимая. Следовательно, Базаров не во всём трагичен. Он прожил жизнь как хотел; не был ценителем искусств, но это и не всякому дано; потрудился на благо своего народа и никогда не ронял своего достоинства. Разве это абсурд-жить так, как велит тебе разум и совесть, принося дей- ствительную пользу себе и другим? Другое дело, что не все принципы Базарова можно назвать верными; по крайней мере, я не совсем согласна с ними. В жизни нужен не только ледяной холод разума, но и согревающее тепло чувств сердца.
Повесть М. Горького "Детство" автобиографична. Все, кто окружал Алешу Пешкова вырасти писателю, пусть с болью воспоминаний, обид, но это была школа. Трепетную, еще неосознанную любовь вызвала в мальчике его бабушка — Акулина Ивановна. Человек богатой души, колоритной внешности, обладающий той мудростью, которая свойственна русскому народу. Алексей увидел впервые бабушку, когда ей "за шестой десяток лета-весны перекинулись-пошли". Так, как воспринимала окружающий мир бабушка, никто не мог. От проплывающего мимо берега, от утопленных в небе куполов церквей она могла расплакаться или рассмеяться. А кто еще мог рассказать мальчику такие сказки, что прожженные бородатые матросы просили: "Ну-ка, бабушка, расскажи еще чего!.." Для Алеши Пешкова бабушка стала тем светом, который должен быть у каждого в жизни. Она стала самым верным его другом, "самым понятным и близким человеком". "Вся она — темная, но светилась изнутри... неугасимым, веселым и теплым светом". Бескорыстной любви учился Алеша именно у бабушки, так как дедова семья, куда он невольно попал, жила по суровым правилам, установленным дедом-узурпатором. Вроде бы и в нем изредка проглядывает человек добрый, но защелкивается скорлупа... и не перечь, не то расправа будет розгами. Бабушка хорошо знала характер деда, не боялась его, в отличие от других членов семьи. За любого она могла стать горой, если дед не прав. Ее теплом наполнялся дом, ее любовью и светом, живой энергией. Всю душу вкладывала она в заботу о своих детях и внуках. Никому не нужный Цыганок, подброшенный под калитку дома, был принят бабушкой, как родной, она выкормила и выходила мальчика. Работая от зари до поздней ночи по дому, бабушка видела каждого и все, что происходило вокруг, уделяла внимание всем, кто в ней нуждался. А ее героизм во время пожара? Она была равна стихии. Оба, и пламя и бабушка, сражались за мастерскую. Кто кого. Она то, что было ей дорого, было ее домом, хозяйством; огонь сжигал то, что считал своей добычей. Пожар был потушен, бабушка — получила ожоги, но еще и находила слова утешения для других. М. Горький школу щедрости и суровости, любви и злобы, но сам всю жизнь пытался поступки свои анализировать, любовь отдавать, а себя воспитывать. И судьбе, что была у него такая замечательная бабушка.
Маленький герой повести М Горького «Детство» после смерти отца попадает в семью своего деда. Это был суровый человек, всю жизнь «копивший копейку» . Дед Каширин занимался торговлей. У него была довольно большая семья – два сына и дочь – мать Леньки. Сыновья дрались из-за отцовского наследства и очень боялись, что что-то достанется их сестре. Дед даже боялся, что они пойдут на самое страшное – «изведут Варвару» . Ленька попадает в семью деда тогда, когда дела у Каширина еще идут неплохо. Семья живет в достатке, и дед пока всем доволен. Вот как Ленька описывает его в то время: «Весь он был складный, точёный, острый. Его атласный, шитый шелками глухой жилет был стар, вытерт, ситцевая рубаха измята, на коленях штанов красовались большие заплаты, а всё-таки он казался одетым и чище и красивей сыновей… » Дед очень переживает из-за поведения сыновей, он видит, что они ни перед чем не остановятся в погоне за деньгами. Каширин выделял Леньку из всех своих внуков, чем-то он нравился ему больше, чем все остальные. Но спуску мальчику не давал, также сек его за провинности. Причем иногда дед был очень жесток с Ленькой. Этот человек был запальчив и гневен. Разойдясь, он мог запороть внука до потери сознания. И такое было, когда за мальчика вступались бабушка и мама. Каширин не терпел, когда ему перечили, особенно в его доме. Именно Леньке рассказывает дед историю своей жизни. В молодости Каширин был бурлаком: «своей силой супротив Волги баржи тянул» . Он рассказывает внуку, какое это трудное занятие. Человек выбивается из последних сил, буквально истекает потом и кровью. Но деваться некуда – надо тянуть: «Вот как жили у бога на глазах, у милостивого господа Исуса Христа!.. » Каширин говорит, что он Волгу вымерял три раза туда и обратно – многие тысячи верст. Но были в этой жизни и приятные моменты, когда на отдыхе вся артель запевала бурлацкую песню. Каширин говорит, что у него «аж мороз по коже дернет, и будто Волга вся быстрей пойдет, – так бы, чай, конем и встала на дыбы, до самых облаков» . Постепенно семья Кашириных разоряется. Дед стареет. В конце повести мы уже видим, что это больной и дряхлый человек. Материальное положение деда значительно ухудшилось. Доходило до того, что бабушка ходила просить милостыню. Дед, так боявшийся потерять деньги, под конец жизни превратился в почти нищего человека. Мы видим, как он изменился: «дед ещё более ссохся, сморщился, его рыжие волосы посерели, спокойная важность движений сменилась горячей суетливостью, зелёные глаза смотрят подозрительно» . Нехватка денег очень угнетает Каширина. Он даже отделяется от своей жены, чтобы не содержать лишнего рта: «Даже масло для лампадки пред образом каждый покупал своё,- это после полусотни лет совместного труда! » Он попрекает бабушку и Леньку: « - Опиваете вы меня, объедаете до костей, эх вы-и... » И это несмотря на то, что внук и так практически жил на улице. В конце повести дед выгоняет Леньку на улицу. У мальчика умирает мать, и дед говорит ему: « - Ну, Лексей, ты - не медаль, на шее у меня - не место тебе, а иди-ка ты в люди.. . И пошёл я в люди» . Судьба деда Каширина трудна и неоднозначна. Из преуспевающего купца он превратился в нищего и одинокого старика. Важно, что своих родных он «разогнал» сам: поссорился с сыновьями, разошелся с женой, выгнал внука, обрекая его на самостоятельное выживание. 23 Нравится
которую утрата веры в Бога поставила
перед лицом абсурда"
Я думаю, что это утверждение о Базарове как
об одинокой личности, поставленной перед ли-
цом абсурда с утратой веры в Бога, отчасти
верно, а отчасти ложно. Всё зависит от того, что
понимать под абсурдом, считать ли мысли и
планы Базарова ошибочными или нет. Каждый че-
ловек может жить по-своему, человеческая ин-
дивидуальность состоит в различии мнений,
характеров и поступков разных людей.
К абсурду ли привела Базарова утрата веры
в Бога?
Трудно однозначно ответить на этот вопрос.
Базаров, несомненно, личность, и личность
действительно одинокая. От одиночества он не
очень-то страдает или, может быть, не хочет
показывать своих чувств. Тем не менее, по-моему,
трагедия Евгения Базарова в его одиночестве, в
его неудаче, в смерти, в том, что он может при-
нести конкретную пользу своему народу лишь
трудом скромного врача. Однако всё же это
польза, и ощутимая.
Следовательно, Базаров не во всём трагичен.
Он прожил жизнь как хотел; не был ценителем
искусств, но это и не всякому дано; потрудился
на благо своего народа и никогда не ронял
своего достоинства. Разве это абсурд-жить так,
как велит тебе разум и совесть, принося дей-
ствительную пользу себе и другим?
Другое дело, что не все принципы Базарова
можно назвать верными; по крайней мере, я не
совсем согласна с ними. В жизни нужен не только
ледяной холод разума, но и согревающее тепло
чувств сердца.