Гоголь рассматривает в «Шинели» процесс порабощения Акакия Акакиевича страстью, проходит с героем по пути, что ведёт к падению.
Создавая образ героя повести, Гоголь прибегает к необычному художественному решению: он использует в сюжете элементы житийного жанра. Конечно, канонические элементы жанра жития художественно переосмыслены, поскольку это «житие» не святого, а мелкого чиновника, маленького человека, и Гоголь, постоянно перемежая драматическое и комическое, это подчеркивает. Самая значительная характеристика герою дана автором в его имени: Акакий по-гречески значит «незлобивый», а вместе с отчеством Акакиевич может означать «вдвойне незлобивый» или «бесконечно незлобивый». Итак, имя героя напоминает святого Акакия, житие которого является одной из основных частей главы «О послушании».
Акакий Акакиевич – «маленький человек» не только в смысле социально-иерархического статуса, но и в самом буквальном смысле. Даже в фамилии героя (Башмачкин) проявляется эта малость. Фамилия происходит не от башмака даже, а от «башмачка», совсем маленького башмака. На первый взгляд, «Шинель» вполне вписывается в традиционную схему повестей о «маленьком человеке», унижаемом и бедном чиновнике. Но такая трактовка повести не открывает ее действительной глубины.
Акакий Акакиевич – переписчик до мозга костей, и его согбенная над листом бумаги фигура является формой его пребывания в жизни. Даже по вечерам, вернувшись из департамента, он продолжает переписывать бумаги, принесенные на дом.
Однако если для переписчика священных книг любовь к букве вытекает из любви к смыслу, то для переписчика казенных бумаг, каков Акакий Акакиевич, любовь к букве не поддерживается никаким величием смысла.
Но именно такая бессмысленная любовь к переписыванию обнаруживает главную черту Акакия Акакиевича – кротость, смирение – то, что роднит его со св. Акакием и говорит о полном отречении героя от собственной воли. А отречение от собственной воли обязательно для творящих послушание.
Акакия Акакиевича отличает не только любовь к переписыванию, но и пренебрежение к вещественным благам мира сего. В нем присутствует самоограничение, граничащее с аскетизмом, и совершенное равнодушие к физической и материальной сторонам существования. Так, Башмачкин «вовсе не замечал» вкуса пищи, «ел все это с мухами и со всем тем, что ни посылал Бог на ту пору».
Постоянно наращивается в повести мотив искушения и соблазнов. Большинство соблазнов Акакий Акакиевич выносит стоически. При этом никакого неудовольствия, жалоб или претензий, никакого вопроса о своем положении, а одно лишь невозмутимое терпение. «Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?». Смирение дается Акакию Акакиевичу легко, без надрыва и видимого усилия над собой, словно другого и не дано. Кажется, что он ничего не хотел бы изменить в своем состоянии.
Но такое ощущение оказывается ложным: в душе у Акакия Акакиевича далеко не все спокойно.
Искушением, оказавшимся для него роковым и непреодолимым, становится приобретение новой шинели. Акакий Акакиевич изменяет своему призванию и служению. «Условная» материя букв, которой он был предан, заменяется физически плотной материей – новой шинелью, в которую герой облекает себя, как бы утверждаясь в вещественном
.
Может ли честь противостоять бесчестию? ответа на этот вопрос человечество не нашло до сих пор. Наверное, противостояние чести и бесчестия- это нечто вечное, бесконечная вражда добра и зла в человеческой сущности. Определить, возможна ли борьба чести с бесчестием пытались многие гениальные авторы. Среди них: великий классик А.С. Пушкин, гений прозы Л.Н. Толстой и «певец войны» Василь Быков. Давайте разберемся что они писали на тему «Может ли честь противостоять бесчестию?».
Александр Сергеевич Пушкин ставвил этот вопрос в своем романе «Капитанская дочка». Там, конфликт чести и бесчестия проецируется на двух основных мужских персонажей: Алексея Швабрина, олицетворяющего бесчестие, и Петра Гринева, являющегося образцом чести. Их конфликт прослеживается на протяжении всего романа. Он открывается в момент, когда Алексей начинает клеветать на Машу Гриневу. В этом поступке мы видим бесчестность Швабрина, не желающего смириться с тем, что дочь коменданта отказала ему и влюбилась в новоприбывшего Петра. Бесчестность Алексея мы видим также во время его дуэли с Гриневым, когда Швабрин ранит его в спину, в то время, как Петр отвернулся. То, что Алексей не имеет понятия о чести, мы видим еще во многих эпизодах романа, но сейчас необходимо перейти к «рыцарю чести» - Гриневу. Для этого человека понятие чести- не пустой звук, это мы понимаем еще в эпиграфе: «Береги честь смолоду.». Еще один поступок характеризует Петра как человека чести- это его разговор с Пугачевым, в котором он признается, что, если тот его отпустит, Гринев будет воевать против него. Из уст Швабрина такое заявление немыслимо, не правда ли? В итоге, мы видим, что наконец-то бесчестье Алексея не ему, а честь Гринева не просто выдерживает противостояние, но побеждает.
Л.Н. Толстой также уделяет теме чести не последнее место в своем гениальном романе «Война и мир». Лев Николаевич Толстой освещал многие жизненные вопросы, одним из которых является проблема чести и бесчестия. Честь и достоинство - главные черты характера Андрея Болконского. Лев Толстой показывает нам путь духовного развития человека, когда князь, не удовлетворённый своей жизнью, едет на войну в поисках славы и, получив ранение, разочаровывается в собственных устремлениях. Только человек честный по отношению к самому себе признать свои ошибки и начать жить заново. Так после ранения князь Андрей понимает, что единственно главное для него - это жить для родных и семьи.
Много бесчестных поступков показывает нам автор на примере жизни Элен, Анатоля. Курагиных.Так, Анатоль склоняет Наташу Ростову к сожительству и предлагает ей бежать с ним. Что бы ждало бедную девушку, если бы она убежала? Бесчестие и позор. Элен Курагина – его сестра- воплощение женской бесчестности. Она вступает в брак только ради денег. И вскоре изменяет мужу. Элен не мучают угрызения совести, ей незнакомы внутренняя борьба и чувство вины. Вот пример бесчестных поступков. Но в итоге, истинное счастье обретают герои, подобные Пьеру ,Наташе и честь, присущая им, одерживает победу над героями, одержимыми бесчестием.
Василь Быков в своей повести «Сотников» освещает проблему противостояния чести и бесчестия с совершенно иного ракурса. Партизан Рыбак там показан как истинный богатырь, но он ломается при допросах и предает родину, товарищей по партизанскому отряду, что открывает нам глаза на его бесчестие. Сотников же- маленький, тщедушный,, падающий при беге человек, оказывается настоящим героем, человеком чести, он выдерживает пытки, что приводит его на плаху. Но где же тут победа чести над бесчестием? Все очень просто. Рыбак, после того как самолично казнил товарища ,пытался повеситься, но даже на это у него смелости не хватило, а Сотников, умерев, сумел зажечь огонь чести в маленьком мальчике, смотревшем на казнь партизана. Таким образом, в повести «Сотников» честь одерживает сокрушительную победу над бесчестием, хоть и после смерти героя.
В заключение, скажу, что противостояние чести и бесчестия- пусть и вечная борьба, но победитель в ней уже выбран. Ведь бесчестие, как мы уже убедились, никогда не одолеет честь. Швабрин так и останется в застенках императорского суда, Курагины не возродятся, а Рыбак так и будет мучиться от ненависти земляков, которую навлек на себя сам.