Как и «Евгений Онегин», «Капитанская дочка» — «многолетний труд» Пушкина-прозаика, работа над которым продолжалась около четырех лет и потребовала как многочисленных специально исторических изучений, так и длительного художественного вынашивания. Об этом свидетельствуют целых пять дошедших до нас планов романа, существенно отличающихся от окончательного текста и во многом отличающихся друг от друга. Правда, это различие (как ни для какого другого произведения Пушкина) предварительных планов, и в особенности отличие от них окончательного текста, объясняется весьма трудными поисками наиболее цензурно приемлемого варианта для воплощения очень острой политически темы — о переходе дворянина на сторону народного восстания. Но наряду с этим планы отражают и специфически художественные искания Пушкина, вызванные его неизменным стремлением к предельному художественному лаконизму, к наивозможному сжатию фабулы, числа действующих лиц. Стремление к устранению всего лишнего, ненужных подробностей, необязательных деталей, наглядно обнаруживается и при изучении последующей работы Пушкина над текстом «Капитанской дочки».
Например, описывается степной «умёт» — постоялый двор, куда вожатый привез Гринева и Савельича во время бурана. Умет содержал «яицкий казак… мужик лет шестидесяти, еще свежий и бодрый». В первоначальных вариантах читаем: «Хозяин встретил нас у ворот, держа фонарь под полою, и ввел меня в горницу, где горела лучина (в другом варианте: «хозяйка засветила лучину») и где на столе стоял горшок со щами»; «ввел меня в горницу довольно чистую— лучина освещала ее. На столе стоял горшок щей. На стене висела винтовка и высокая казацкая шапка». Из окончательного текста Пушкин устраняет и «хозяйку», и «горшок щей». Остается только один хозяин и предметы, имеющие прямое отношение к боевому казачьему быту: «Хозяин встретил нас у ворот, держа фонарь под полою, и ввел меня в горницу, тесную, но довольно чистую; лучина освещала ее. На стене висела винтовка и высокая казацкая шапка».
Винтовка, висящая на стене хозяина умета, указана Пушкиным не зря: из последующих глав мы видим, как застреляли вскоре винтовки яицких казаков! Равным образом «высокая шапка» является в дальнейшем постоянной приметой самого Пугачева (в главе седьмой: «На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза»; в главе одиннадцатой: «Пугачев сидел… в красном кафтане, в высокой шапке…»).
Таким образом, винтовка на стене, и высокая шапка не просто живописные бытовые детали, они — своего рода интродукция к основному историческому содержанию романа — к «пугачевщине». Наоборот, «горшок щей», имеющийся в чернозом варианте, является как раз таким «ружьем», которое «не стреляет». Щей в дальнейшем ходе данного эпизода никто не ест, а как еще одна бытовая деталь это только рассеивало бы внимание, отвлекало от главного и потому единственно нужного — от винтовки и высокой шапки.
И во всей «Капитанской дочке» нет ни одного «нестреляющего ружья» — ни одного ненужного штриха, ни одной лишней детали. В романе довольно много персонажей, но среди них почти нет случайных, так сказать, «проходных» лиц (появился и исчез). Все они обычно связаны между собой в общий композиционный узел.
Одно из самых известных произведений великого русского поэта Николая Некрасова – стихотворение «Размышления у парадного подъезда», анализ которого является важной вехой школьного обучения. Написано оно в 1858 году. Все поэтические тексты автора пронизаны состраданием к участи российского народа, но «Размышление…» особенно усиливает этот лейтмотив. Практика рефлексирования Процесс размышления, рефлексии, погружения в себя является неотъемлемым элементом великой русской литературы. Практически у всех ведущих поэтов обязательно были произведения под названием «Дума». Достаточно также вспомнить «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева или «Москва - Петушки» Ерофеева. В абсолютном соответствии с этой исключительно русской литературной манерой «глубоко думать» написал свое произведение Некрасов. «Размышления у парадного подъезда» гармонично вписываются в эту литературно-философскую мысль.Речь идёт в первой цитате о холопском недуге, поразившем нижестоящие чины, торопящиеся в день именин сановного чиновника поздпавить его первымы
Дверь парадного подъезда названа "заветной",т. к. это дверь вельможи, от мнения которого зависит судьба многих, т. к. он, вероятно, приближен к Царскому двору и многое решает. Пышный подъезд- роскошный, это подъезд огромного и известного в Петербурге дома. "Убаюканный ласковым пеньем"-так поэт называет состояние вельможи, он потерял представление о реальности давно: ему льстят, лгут, чтобы угодить (его подчинённые) . "Где народ, там и стон"-Некрасов говорит о тяжёлой доле порабощённого народа, его песни напоминают не желание излить радость жизни, а стон ( выражение горестного состояния души)
В нём отражена весенняя природа. Кажется, в каждой строфе звучит праздничная музыка веселья. Создаётся впечатление игр и забав в природе.
Стихотворение состоит из четырёх строф. Они связаны между собой не только по смыслу, но и интонацией. Кажется, что первая строфа как бы плавно и играючи переходит во вторую и так далее.
«Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом» .
Так звучит начало стихотворения, и я сразу представляю себе весну с радостным, весёлым дождём и первым громом. Это творение не имеет адресата, но здесь есть лирический герой- автор. Он представляется нам как рассказчик, который воспевает природу, её весеннюю красоту и величие. Внутренний мир героя переполнен радостью и восторгом. Герой стихотворения открывает неповторимую красоту не только очевидных, но и скрытых от обычного глаза явлений, подчёркивая природу.
«Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит» .
Эмоционально-смысловая целостность стихотворения достигается автором с художественных средств, к которым он неоднократно прибегает, например, такие эпитеты как: «весенний, первый гром» , «в небе голубом» , «раскаты молодые» , «проворный поток» , «громокипящий кубок» , и другие. Для красочности стихотворения автор использует олицетворения,
например: «гром, резвяся и играя» , «бежит поток» , «смеясь, на землю пролила» .
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом. Это основной стихотворный размер, которым пользовался поэт. «Весенняя гроза» - произведение, созданное настоящим мастером. Фёдор Иванович Тютчев не стремится блеснуть внешними эффектами и изысканностью формы. Его стихотворения, очень коротки, но между тем ни к одному из них нечего добавить. Каждое слово метко и полновесно.
Для Тютчева красота и праздничность, великолепие природы, ликование её и людей взаимосвязаны. Чувства трепетной любви и нежности к природе пробуждают во мне произведения Ф. И. Тютчева. Я люблю творения поэта, за то, что мысль любого его произведения навеяна образами, взятыми из мира души и природы. Его стихотворения научили меня замечать то, чего раньше я не замечала, любоваться тем, что не бросается в глаза!
Например, описывается степной «умёт» — постоялый двор, куда вожатый привез Гринева и Савельича во время бурана. Умет содержал «яицкий казак… мужик лет шестидесяти, еще свежий и бодрый». В первоначальных вариантах читаем: «Хозяин встретил нас у ворот, держа фонарь под полою, и ввел меня в горницу, где горела лучина (в другом варианте: «хозяйка засветила лучину») и где на столе стоял горшок со щами»; «ввел меня в горницу довольно чистую— лучина освещала ее. На столе стоял горшок щей. На стене висела винтовка и высокая казацкая шапка». Из окончательного текста Пушкин устраняет и «хозяйку», и «горшок щей». Остается только один хозяин и предметы, имеющие прямое отношение к боевому казачьему быту: «Хозяин встретил нас у ворот, держа фонарь под полою, и ввел меня в горницу, тесную, но довольно чистую; лучина освещала ее. На стене висела винтовка и высокая казацкая шапка».
Винтовка, висящая на стене хозяина умета, указана Пушкиным не зря: из последующих глав мы видим, как застреляли вскоре винтовки яицких казаков! Равным образом «высокая шапка» является в дальнейшем постоянной приметой самого Пугачева (в главе седьмой: «На нем был красный казацкий кафтан, обшитый галунами. Высокая соболья шапка с золотыми кистями была надвинута на его сверкающие глаза»; в главе одиннадцатой: «Пугачев сидел… в красном кафтане, в высокой шапке…»).
Таким образом, винтовка на стене, и высокая шапка не просто живописные бытовые детали, они — своего рода интродукция к основному историческому содержанию романа — к «пугачевщине». Наоборот, «горшок щей», имеющийся в чернозом варианте, является как раз таким «ружьем», которое «не стреляет». Щей в дальнейшем ходе данного эпизода никто не ест, а как еще одна бытовая деталь это только рассеивало бы внимание, отвлекало от главного и потому единственно нужного — от винтовки и высокой шапки.
И во всей «Капитанской дочке» нет ни одного «нестреляющего ружья» — ни одного ненужного штриха, ни одной лишней детали. В романе довольно много персонажей, но среди них почти нет случайных, так сказать, «проходных» лиц (появился и исчез). Все они обычно связаны между собой в общий композиционный узел.