Современники Достоевского, которым довелось лично знать писателя, напряженно вглядывались в черты его лица, стараясь прочитать тайну личности великого человека. Потомки вглядываются в сохранившиеся фотопортреты, вчитываются в строки воспоминаний, изучают по ним его облик, привычки, манеру говорить, читать стихи, вглядываются в его рукописи, стараясь по черновым наброскам, по особенностям почерка понять тайну творческого процесса.
Достоевский был вторым ребенком в большой семье (шестеро детей) . Отец, сын униатского священника, врач московской Мариинской больницы для бедных (где и родился будущий писатель) , в 1828 получил звание потомственного дворянина. Мать — из купеческой семьи, женщина религиозная, ежегодно возила детей в Троице-Сергиеву лавру, учила их читать по книге «Сто четыре священные истории Ветхого и Нового Завета» (в романе «Братья Карамазовы» воспоминания об этой книге включены в рассказ старца Зосимы о своем детстве) . В доме родителей читали вслух «Историю Государства Российского» Н. М. Карамзина, произведения Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина. С особым одушевлением Достоевский вспоминал в зрелые годы о знакомстве с Писанием: «Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть не с первого детства» . Ярким детским впечатлением писателя стала также ветхозаветная «Книга Иова» .
С 1832 семья ежегодно проводила лето в купленном отцом селе Даровое (Тульской губернии) . Встречи и разговоры с мужиками навсегда отложились в памяти Достоевского и служили в дальнейшем творческим материалом (рассказ «Мужик Марей» из «Дневника писателя» за 1876).
Объяснение:
План:
1) Определение места героя среди
других персонажей;
2) Степень участия и его роль в
конфликте;
3) Наличие прототипов и
автобиографических черт;
4) Анализ имени Петра;
5) Портрт. Внешний облик, как он дан
автором;
6) Речевая характеристика;
7) Описания предметов быта, жилища,
одежды, условия жизни как средство
самововыражения героя;
8) Семья, полученное воспитания,
история жизни. Род занятий.
9) Черты характера. Эволюции
личности в процессе развитие
сюжета;
10) Поступки и мотивы поведение,
в которых герои проявляет себя
наиболее ярко;
11) Прямая авторская характеристика.
Отношение к герою других
персонажей произведии;
12) Сопоставление с другими
персонажами или лит-ым героем
другого автора;
13) Оценка лит-ого персонажа его
современиками;