XI. Беспокойные думы Данилы.
XII. Прокопьич подбирает своему ученику невесту. Данила соглашается, но только после окончания изготовления чаши для барина.
XIII. Барский заказ готов. Недовольство Данилы выполненной работой.
XV. Данилушка в поисках камня для своей чаши.
XVI. Данила находит нужный малахит.
XVII. Раздосадованный своей работой Данила. Подготовка к свадьбе.
XVIII. Встреча с Хозяйкой Медной горы.
XIX. Страстное желание Данилы увидеть каменный цветок.
XX. Сбылась заветная мечта мастера.
XXI. Не мил более белый свет Даниле.
XXII. Данило-мастер уничтожает своё творение и навсегда, для людей, пропадает.
1.Об аристократизме. Павел Петрович Кирсанов считает, что в руках аристократы прогрессивны и дали свободу Англии. Базаров с презрением называет их аристократишками, которые уже давно и за себя постоять не могут и нет у них никаких идей вообще 2. О нигилизме. Базаров отрицает все : любовь, искреннюю дружбу, , радость от общения с прекрасным. . Николай Петрович Кирсанов не понимает, как можно не плакать, если слышишь пение соловья, как можно не радоваться улыбке ребенка. Он вспоминает с грустью о своей умершей жене и радушно принимает у себя сына Аркадия вместе с его другом Евгением Базаровым. 3. Об отношении к народу. Павел Петрович пользуется тем, что производят его крестьяне, а в душе презирает их.Он даже берет с собой носовой платочек надушенный и через него разговаривает с мужиками.. Евгений Базаров понимает простых людей, интересуется их проблемами, поэтому они ему приносят лягушек мужики, Фенечка доверяет маленького ребенка) 4. Об искусстве. Кирсановы считают, что созерцание картин изменяет душу, они любят музыку, наизусть читают стихи. Базаров думает, что не за искусством, а за естественными науками будущее, потому что они приносят реальную пользу и что любой химик полезнее поэта. Все споры между Базаровым и Кирсановыми возникают на почве разного подхода к жизни. Базаров мыслит рационально, он разрушитель старого и реально мылит, готовит почву для будущих поколений. Кирсановы живут подходят ко всем вопросам эмоционально, излишне сентиментальны. Стихи и проза несовместны.