Краткость, своеобразная поэтика, афористическое выражение мысли, непосредственность чувств, легкость запоминания, проникновенный разговор о природе — вот что характеризует хокку.
Будем помнить предупреждения литературоведов, переводчиков и исследователей этого жанра: «Все растолковать до конца — значит не только погрешить против японской поэзии, но и лишить читателя большой радости самому вырастить цветы из горсти семян, щедро рассыпанных японскими поэтами» (В. Маркова).
В качестве примера в учебнике-хрестоматии предлагается познакомиться с двумя авторами хокку — Мацуо Басё и Кобаяси Исса. Наряду с ними учащиеся могут прочитать произведения других японских поэтов, но сначала не времени на то, чтобы внимательно вчитаться в каждое из включенных в учебник хокку, познакомиться с рассказом об их авторе, а затем пересказывать прочитанное, подумать над смыслом трехстишийИз стихотворения «Бородино» можно выписать такие художественных средства:
Гиперболы: «Рука бойцов колоть устала, И ядрам пролетать мешала
Гора кровавых тел. »
Сравнения: «носились знамена, как тени», «французы двинулись, как тучи», «…были люди в наше время, не то, что нынешнее племя», «земля тряслась – как наши груди».
Метафоры: «огонь блестел, звучал булат, картечь визжала», «постоим мы головою», «залпы тысячи орудий слились в протяжный вой», «гора кровавых тел».
Эпитеты: «на поле грозной сечи», «кивер избитый», «конскими хвостами».
1. Правда ли, что Гоголь боялся, что его похоронят заживо? (Да)
2. Правда ли, что Гоголь не любил рукодельничать? (Нет)
3. Правда ли, что Гоголь боялся грозы? (Да)
Толстые:
1. По какой стороне аллей обычно ходил Гоголь? (По левой)
2. Почему Гоголь боялся Грозы? (Она действовала отрицательно на его слабые нервы)
3. Что всегда лежало в карманах у Гоголя? (Сладости)