тема родины - одна из ключевых тем . эта тема являлась актуальной всегда. но с особенной остротой она всегда поднималась в напряженные, критические времена. например, памятник начала 12 века - «слово о полку игореве». в этом произведении звучит призыв к князьям прекратить усобицы и объединиться перед угрозой внешнего врага - половцев. но понимание родины и отношение к ней в произведениях неоднозначное. оно варьируется от идеализации до любви-ненависти. это отношение зависит и от личности самого писателя, и от того времени, в которое писалось данное произведение.
эпохи одна от другой отличаются во времени, как страны в пространстве, и когда говорится о нашем серебряном веке, мы представляем себе какое-то яркое, динамичное, сравнительно благополучное время со своим особенным ликом, резко отличающее от того, что было до, и что настало после. эпоха серебряного века длиною от силы в четверть века простирается между временем александра iii и семнадцатым годом.
конец xix -- начало xx в. в россии -- это время перемен, неизвестности и мрачных предзнаменований, это время разочарования и ощущения приближения гибели существующего общественно-политического строя. все это не могло не коснуться и поэзии.
Гоголь отказался от традиционной любовной завязки в комедии.
Движущей пружиной в "Ревизоре" является не любовная интрига,
не события частной жизни, а явления общественного порядка.
В основе сюжета комедии-переполох среди чиновников, ожидающих
ревизора, и их стремления скрыть от него свои "грешки".
Любовной интриге и в "Ревизоре" отведено незначительное место,
возникает она незадолго до развязки комедии и развертывается с
молниеносной быстротой. Хлестаков неожиданно и в невероятном
темпе
объясняется в любви то дочери Городничего, то его жене, то опять
дочери
и не раздумывая делает предложение дочери.
В этой пародийной форме любовной интриги с ее перипетиями Гоголь
сознательно нарушал традицию исходя из условий времени. Он писал
в "Театральном разъезде после представления новой комедии":
"Все изменилось давно в свете. Теперь сильней завязывает драму
стремление достать выгодное место, блеснуть и затмить, во что бы то
ни стало, другого, отметить за пренебрежение, за насмешку.
Не более ли теперь имеют электричества чин, денежный капитал,
выгодная женитьба, чем любовь? "
Самый сюжет пьесы, таким образом, приобретал социальный характер.
Это стало традицией для последующей русской драматургии, научившейся с
сочетать в сюжете личное и общественное.