Записки охотника» И.С. Тургенева увидели свет в 1852 году. В них писатель отразил свое видение и понимание крестьянского мира, простого русского народа. «Записки охотника» сразу же вызвали недовольство властей. Правительство увидело в «Записках охотника» книгу, призывающую к отмене крепостного права. Тургенев показал бедственную, на грани голодной смерти, жизнь русского крестьянина. И, в то же время, своим произведением Тургенев утверждал, что русский народ не столь глуп, бездеятелен и безволен, как это принято было считать в высших кругах общества. Читателям «Записки охотника» понравились. Они открывали богатый духовный мир простого крестьянина, его талантливую и творческую натуру, его силу и мощь. Рассказы «Бежин луг» и «Бирюк» подтверждают это. «Бежин луг» рассказывает о деревенских мальчиках, которые ушли в ночное. У костра они ведут увлекательные разговоры, которые невольно подслушивает рассказчик. Мальчиков пятеро: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня. Все они очень разные: и по возрасту, и по социальному положению, и по внешности, и по характеру. Но есть что-то общее, что их объединяет. Это их полная «погруженность» в мир народных верований, примет. Все герои верят в то, что существую домовые, лешие и водяные. Весь мир для них наполнен духами. Природа, по их мнению, живет своей, отдельной от человека, жизнью. Это сознание делает героев не просто необразованными и забитыми деревенскими детьми. Такая вера, состоящая их смеси языческого и христианского, позволяет увидеть мальчиков как развитых и полноценных детей. Мы понимаем, что это такие же мальчишки, как и все остальные, как и дворянские дети. Кроме того, мы замечаем поэтическую душу героев, их интересы и увлечения. Каждый из героев рассказа – личность. Недаром писатель детально описывает своих героев и подчеркивает различия мальчиков в ходе разговора. Федя – самый старший, красивый и хорошо одетый, по-видимому, из богатой деревенской семьи. Петя, несмотря на свою неказистую внешность, «глядел … очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила». Лицо третьего мальчика, Илюши, «выражало какую-то тупую, болезненную заботливость». Костя привлек внимание рассказчика «своим задумчивым и печальным взором». Самый маленький, Ваня, во время всего разговора не вылезал из-под рогожи. Он боялся рассказов мальчишек, но любопытство пересиливало. Ваня тихонько слушал, укутавшись в рогожу. В центре рассказа «Бирюк» находится один герой – лесничий Фома. В окрестных деревнях о нем ходили легенды как о самом строгом и суровом лесничем. Было известно, что если «попадешься в его лапы», то пощады не жди. И вот рассказчик сам сталкивается с этим героем. Фома – настоящий богатырь. Его молодецкая внешность («Он был высокого роста, плечист и сложен на славу», мужественное лицо, суровый взгляд) восхищают рассказчика. Выясняется, что у этого героя печальная судьба. Его бросила жена, оставив на его плечи двоих детей. Живет Бирюк бедно, но он никогда не пользуется своим положением, чтобы чем-то разжиться. Бирюк всегда честно исполняет свои обязанности: «даром господский хлеб» не ест. Но и суровая душа этого героя не смогла не сжалиться над бедняком-крестьянином, которого Фома поймал на воровстве. Этот бедняк пошел на воровство от безысходности, видя своих умирающих от голода детей. Если Бирюк забрал бы у него лошадь, то он обрек бы всю семью бедняка на гибель. Бирюк сомневается и мечется. Но, в конце концов, душа в этом герое победила чувство долга. Фома отпускает крестьянина вместе с его лошадью восвояси. В «Записках охотника» Тургенев показал крестьян как талантливых, умных личностей, стремящихся к свободе и частью. Эти люди обладают нравственностью, моральными принципами, культурой. Эти люди достойны свободной, самостоятельной жизни. Именно эта мысль писателя, как мне кажется, так испугала власти, и так понравилась русскому читателю.
Роман А. С. Пушкина «Дубровский» был написан в 1832 году. В нем писатель показывает жизнь русского дворянства начала 19 века. В центре повествования находится жизнь двух дворянских семей - Троекуровых и Дубровских. Владимир Дубровский - бедный дворянин, сын небогатого помещика Андрея Дубровского. Возраст Владимира - около 23 лет. О внешности Дубровского известно следующее: "...роста середнего, лицом чист, бороду бреет, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой ..."
"...заметила смущение на бледном его лице..."
"...бледное лицо покрылось багровым румянцем и в ту же минуту стало бледнее прежнего..."
"...Я помню его ребенком; не знаю, почернели ль у него волоса, а тогда был он кудрявый белокуренький мальчик..."
Владимир Дубровский – один из наиболее смелых, мужественных и благородных героев в творчестве А. С. Пушкина, центральный персонаж разбойничьего романа «Дубровский». Владимир – единственный сын Андрея Гавриловича, потомственный дворянин, молодой, образованный корнет и выпускник Кадетского корпуса.
Роман А. С. Пушкина «Дубровский» был написан в 1832 году. В нем писатель показывает жизнь русского дворянства начала 19 века. В центре повествования находится жизнь двух дворянских семей - Троекуровых и Дубровских. Кирила Петрович Троекуров из-за глупой ссоры решил лишить своего давнего друга Андрея Гавриловича Дубровского его имения. Оба приятеля были страстными охотниками. Но Дубровский не мог позволить себе держать хорошую псарню. Как-то раз он не смог удержаться от завистливых слов: «…псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам» . На эту фразу обиделся псарь Троекурова. Он сказал Дубровскому, что некоторые дворяне могут позавидовать житью собак его хозяина. Это послужило поводом к серьезной ссоре, закончившейся судебным разбирательством. Из-за этой жестокой судебной тяжбы Андрей Гаврилович сильно заболел. Он слег. Няня, ходившая за ним, решила написать обо всем сыну помещика – Владимиру Дубровскому. Этот молодой человек воспитывался в Кадетском корпусе и теперь служил в гвардейском полку в Петербурге. Отец баловал Владимира, ни в чем ему не отказывал. Молодой Дубровский кутил, влезал в долги и мечтал о богатой невесте. Но, узнав о страшном известии, Владимир тут же бросился в Кистеневку. На его глазах отцу становилось все хуже и хуже. И однажды, встретившись с Кирилой Петровичем, Дубровский-старший не выдержал. С ним сделался удар, и он умер. Владимир стал считать Троекурова своим кровным врагом. Да и тот, увидев дерзкого сына соседа, продолжал войну. Она закончилась тем, что Кистеневку вместе со всеми людьми отдали во владение Троекурова. Последний вечер в имении был для Владимира полон печали и воспоминаний. Автор часто упоминает о том, что молодому Дубровскому не хватало семьи, домашнего уюта. У него рано умерла мать, он плохо знал своего отца, но испытывал к нему большую привязанность. После смерти родителя Владимир чувствовал глубокое одиночество. В последний вечер он сел перебирать отцовские бумаги и случайно нашел письма покойной матери. Зачитавшись этими письмами, он окунулся в атмосферу семейного уюта и позабыл про все на свете. Для Владимира была невыносима мысль о том, что его родовое имение может отойти врагам. Поэтому он принял решение поджечь дом. Герой не хотел жертв, велел отпереть все двери перед поджогом, но крепостной Архип не послушался своего барина. Из-за него в пожаре сгорели и приказные. Дубровский забрал своих верных крепостных крестьян, к которым относился по-отечески, и ушел с ними в лес. Этот герой сделался благородным, но жестоким разбойником. Удивительно было одно – он щадил поместья Троекурова, всегда обходил их стороной. Позже мы узнаем, что уже тогда Владимир полюбил Машу Троекурову и поэтому не трогал имение ее отца. Почему Дубровский стал именно разбойником? Не найдя защиты у закона, он решил тоже жить по неписаным правилам – правилам силы и жестокости. Но его благородная натура все-таки ограничивала героя в этом, делала его «благородным разбойником» . Я считаю, что симпатии автора на стороне Дубровского. Ведь это благородный, честный, добрый человек, умеющий любить и прощать. Он хорошо относится к своим крестьянам, видит в них не слуг, а людей. Это очень важно. Владимир Дубровский смел и решителен. В критической ситуации он умеет быстро принимать решения и находить выход из любого положения. Вспомним хотя бы эпизод с «медвежьей комнатой» , когда Дубровский пришел в дом Троекурова под видом учителя Дефоржа. Оказавшись один на один с медведем, Владимир поборол страх и застрелил хищника. Тем самым он вызвал невольное уважение и у Троекурова. Даже став разбойником, Владимир не преступал свои стойкие моральные принципы. В Дубровском оказалось достаточно мудрости, чтобы разглядеть в Маше Троекуровой ее самые лучшие качества, несмотря на то, что она дочь его злейшего врага. Недаром Пушкин подчеркивает все самое хорошее в Дубровском, называя его «благородным разбойником».
«Записки охотника» сразу же вызвали недовольство властей. Правительство увидело в «Записках охотника» книгу, призывающую к отмене крепостного права. Тургенев показал бедственную, на грани голодной смерти, жизнь русского крестьянина. И, в то же время, своим произведением Тургенев утверждал, что русский народ не столь глуп, бездеятелен и безволен, как это принято было считать в высших кругах общества. Читателям «Записки охотника» понравились. Они открывали богатый духовный мир простого крестьянина, его талантливую и творческую натуру, его силу и мощь. Рассказы «Бежин луг» и «Бирюк» подтверждают это.
«Бежин луг» рассказывает о деревенских мальчиках, которые ушли в ночное. У костра они ведут увлекательные разговоры, которые невольно подслушивает рассказчик. Мальчиков пятеро: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня. Все они очень разные: и по возрасту, и по социальному положению, и по внешности, и по характеру.
Но есть что-то общее, что их объединяет. Это их полная «погруженность» в мир народных верований, примет. Все герои верят в то, что существую домовые, лешие и водяные. Весь мир для них наполнен духами. Природа, по их мнению, живет своей, отдельной от человека, жизнью. Это сознание делает героев не просто необразованными и забитыми деревенскими детьми. Такая вера, состоящая их смеси языческого и христианского, позволяет увидеть мальчиков как развитых и полноценных детей. Мы понимаем, что это такие же мальчишки, как и все остальные, как и дворянские дети. Кроме того, мы замечаем поэтическую душу героев, их интересы и увлечения.
Каждый из героев рассказа – личность. Недаром писатель детально описывает своих героев и подчеркивает различия мальчиков в ходе разговора. Федя – самый старший, красивый и хорошо одетый, по-видимому, из богатой деревенской семьи. Петя, несмотря на свою неказистую внешность, «глядел … очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила». Лицо третьего мальчика, Илюши, «выражало какую-то тупую, болезненную заботливость». Костя привлек внимание рассказчика «своим задумчивым и печальным взором». Самый маленький, Ваня, во время всего разговора не вылезал из-под рогожи. Он боялся рассказов мальчишек, но любопытство пересиливало. Ваня тихонько слушал, укутавшись в рогожу.
В центре рассказа «Бирюк» находится один герой – лесничий Фома. В окрестных деревнях о нем ходили легенды как о самом строгом и суровом лесничем. Было известно, что если «попадешься в его лапы», то пощады не жди.
И вот рассказчик сам сталкивается с этим героем. Фома – настоящий богатырь. Его молодецкая внешность («Он был высокого роста, плечист и сложен на славу», мужественное лицо, суровый взгляд) восхищают рассказчика. Выясняется, что у этого героя печальная судьба. Его бросила жена, оставив на его плечи двоих детей.
Живет Бирюк бедно, но он никогда не пользуется своим положением, чтобы чем-то разжиться. Бирюк всегда честно исполняет свои обязанности: «даром господский хлеб» не ест. Но и суровая душа этого героя не смогла не сжалиться над бедняком-крестьянином, которого Фома поймал на воровстве. Этот бедняк пошел на воровство от безысходности, видя своих умирающих от голода детей. Если Бирюк забрал бы у него лошадь, то он обрек бы всю семью бедняка на гибель.
Бирюк сомневается и мечется. Но, в конце концов, душа в этом герое победила чувство долга. Фома отпускает крестьянина вместе с его лошадью восвояси.
В «Записках охотника» Тургенев показал крестьян как талантливых, умных личностей, стремящихся к свободе и частью. Эти люди обладают нравственностью, моральными принципами, культурой. Эти люди достойны свободной, самостоятельной жизни. Именно эта мысль писателя, как мне кажется, так испугала власти, и так понравилась русскому читателю.