Проблема героизма и предательства в современной литературе возникает прежде всего в связи с военной тематикой. К сожалению, особенно в первые годы после окончания Великой Отечественной войны в литературе намечаются определенные схемы в изображении подвига народа. В произведениях видно было четкое разделение на "своих" и "чужих", схема действий людей определялась приказами командиров. Лишь позже, в 60-е годы, создается ряд замечательных произведений, в которых писатели поднимают вопрос самоопределения героя, описывают ситуацию выбора. Именно выбор собственной судьбы, выбор между героизмом и предательством становится одной из основных тем военных повестей замечательного белорусского писателя В. Быкова.
Быков далек от упрощения и схематичности, а потому в центре повествования у него оказываются ситуации "на крайнем пределе сил", в которых наиболее полно раскрывается характер человека в бесчеловечных условиях. Время в повестях В. Быкова сжато до предела, тем самым писателю удается достичь максимального психологического напряжения. Мотивы поведения человека, нравственные истоки подвига и предательства - вот что интересует писателя.
Надо отметить, что в современной критике периодически возникают споры о том, что же можно назвать истинным героизмом. Больше того, явственно наблюдается стремление многих рецензентов принизить значение подвига некоторых быковских персонажей, таких, как Сотников ("Сотников"), Мороз ("Обелиск"). Высказывалось мнение, что человек, который своим поступком или своей смертью ничего не меняет в ходе событий, поступает не как герой, а как бездумный моралист. В. Быков отвергает такую точку зрения. "...Для меня Сотников - герой, - пишет автор. - Да, он не разгромил врага, но он остался человеком в самой бесчеловечной ситуации. Как подвиг выглядит его стойкость и в глазах тех нескольких десятков людей, которые явились свидетелями его последних минут..." То, как воспринимают поступок героя люди, во многом определяет и авторское отношение к нему.
Подвигом писатель считает и поступок лейтенанта Ивановского ("Дожить до рассвета"). Бороться до конца - вот что необходимо герою. Автор осмысливает подвиг этого человека с философских позиций, заранее давая ответ тем, кто склонен был видеть в поступках его персонажей признаки безрассудства: "...кто знает, не зависит ли великая судьба всех людей от того, как умрет на этой дороге двадцатидвухлетний командир взвода лейтенант Ивановский".
Героизм не синоним жертвенности. Стойкость Сотникова нельзя объяснить и фанатизмом. Быков не случайно стремится создать образ негероический. Поступок героя повести объясняется его духовной стойкостью, которая не позволяет ему поступить иначе. Вместе с Сотниковым идут на смерть Демчиха, староста Петр, девочка Бася. Каждый из них мог бы свою жизнь, но осознание своего долга перед Родиной выше эгоизма. А потому все они, по мнению автора, совершают подвиг.
Используя прием антитезы, Быков ставит в одну ситуацию с героями предателей. В повести "Сотников" это Рыбак, который свою жизнь, но, по сути, именно после этого умирает для людей. В "Пойти и не вернуться" рядом с Зосей оказывается Антон Голубин, история жизни которого позволяет автору ответить на вопрос, как и почему человек становится предателем. Еще до войны Голубин научился оправдывать любые свои поступки: "Обеспокоиться общим делом найдутся десятки других, а вот заботиться о нем лично не станет никто, кроме него самого". И в партизанский отряд этот человек попадает случайно. Быков показывает читателям, как постепенно катится в пропасть герой, изначально лишенный четкого представления о нравственных принципах. Начав с дезертирства, Голубин приходит к предательству. Больше того, он даже пытается сдать Зосю и других партизан карателям, чтобы легче "внедриться в новую, на немецкий лад, жизнь".
Иначе поступает Зося Норейко. Юная героиня повести верит в усвоенные ею в детстве идеалы добра и справедливости, "которые по-хамски и враз растоптали фашисты", и считает войну своим личным испытанием. Она не может жить на одной земле с теми, кого считает зверями, а потому в ответ на слова Голубина, что у них нет выбора, кроме как уйти от партизан на службу к немцам, Зося отвечает: "Выбор есть: или мы, или они". Антон сумел стать ей близким человеком, но их нравственные основы различны. Зося не может стать предателем, как бы сильно она ни любила жизнь. Отступничество для нее страшнее смерти. Но в отношении Голубина поведение Зоей неоднозначно. Поняв, что он стал врагом, девушка бросается на него с топором, но защищает Антона, когда партизаны хотят его расстрелять. Дело, наверное, в том, что она еще долго не может поверить, что "бывают свои хуже врагов".
Немало женских образов встречаем мы на страницах произведения А. С. Пушкина. Поэта всегда отличала любовь к женщине в самом высоком смысле этого слова. Женские образы у А. С. Пушкина – это почти идеал, чистый, невинный, высокий, одухотворенный. Конечно, не последнее место в галерее женских образов занимает героиня романа «Капитанская дочка» Маша Миронова. Автор с большой теплотой относится к этой героине. Маша – традиционное русское имя, оно подчеркивает простоту, естественность героини. В этой девушке нет каких‑то оригинальных, выдающихся черт, к ней как нельзя лучше подходит определение «милая девушка» . И в то же время этот образ поэтичен, возвышен и привлекателен. А. С. Пушкин заставляет страдать свою героиню потому, что относится к ней трепетно и нежно. Он знает, что она вытерпит эти страдания, раскрыв в них самые прекрасные стороны своей души. Душевные качества Маши Мироновой прекрасны: нравственная безупречность, верность слову, решительность, искренность. Она любить искренне, горячо и беззаветно. И в награду ей достается заслуженное счастье. А. С. Пушкин, создавая образ Миши Мироновой, вложил в него свою душу, свою любовь, свое желание видеть в женщине воплощение тех высоких душевных качеств, которые так ценятся во все времена. И Маша Миронова по праву украшает галерею образов русских женщин, созданных нашими классиками.
Одном большом городе жила девочка. Ее звали Лиза. У нее были молодые и преуспевающие родители, любящие бабушки и дедушки и множество дядей и теть.Ей очень часто дарили игрушки. Был у нее и кролик который кивал головой, мяукающий котик и другие игрушки, которые разговаривали, пели, смеялись. А еще у нее была Барби принцесса с подружками, Кеном, машиной и специальным барбячьим домиком. Так же имелся набор кукольной косметики и украшений, в общем все то, что просто необходимо иметь современной леди пяти с половиной лет. Ну и конечно же в ее комнате везде сидели огромных размеров плюшевые мишки, зайцы и слоны которых дарили дяди и тети искренне полагая, что чем больше они любят ребенка, тем большего размера должна быть игрушка. Все эти вещи были конечно очень красивые и интересные , но самой любимой игрушкой у Лизы была гусеничка, которую однажды принесла ей мамина подруга. Гусеничка была такая маленькая, что помещалась в кармашек платья или куртки. Лиза не расставалась со своей любимицей. С ней она гуляла, кушала и ходила с детский сад. Ну и конечно спала гусеничка рядом на уголке подушки. Однажды всей семьей они поехали кататься на коньках. На катке было весело и время пролетело незаметно. А когда вернулись домой, то гусенички в кармашке не было. Лиза очень сильно плакала. Папа пытался ее успокоить, обещал купить все, что она захочет, но ей не хотелось ничего. Тогда мама сказала:- Подожди-ка, не плачь, а вдруг она не потерялась, а просто спряталась?- Зачем? - спросила Лиза сквозь слезы.- Ты ведь знаешь, что гусеницы не всегда остаются такими , они однажды должны превратиться в бабочку, а для этого ей надо забраться куда-нибудь где тихо и спокойно- ответила мама. - Но ведь она ла ненастоящей!- Ну и что? Давай немного подождем, вдруг она сама появиться - и мама увела дочку спать два дня, Лиза была очень грустной, потому, что ее любимица не появлялась. Да девочка и не верила, что это возможно, потому что как любой современный ребенок не верила в чудеса. На третий день она проснулась и увидела, что на уголке подушки , где всегда спала гусеничка лежит маленькая бабочка.
Быков далек от упрощения и схематичности, а потому в центре повествования у него оказываются ситуации "на крайнем пределе сил", в которых наиболее полно раскрывается характер человека в бесчеловечных условиях. Время в повестях В. Быкова сжато до предела, тем самым писателю удается достичь максимального психологического напряжения. Мотивы поведения человека, нравственные истоки подвига и предательства - вот что интересует писателя.
Надо отметить, что в современной критике периодически возникают споры о том, что же можно назвать истинным героизмом. Больше того, явственно наблюдается стремление многих рецензентов принизить значение подвига некоторых быковских персонажей, таких, как Сотников ("Сотников"), Мороз ("Обелиск"). Высказывалось мнение, что человек, который своим поступком или своей смертью ничего не меняет в ходе событий, поступает не как герой, а как бездумный моралист. В. Быков отвергает такую точку зрения. "...Для меня Сотников - герой, - пишет автор. - Да, он не разгромил врага, но он остался человеком в самой бесчеловечной ситуации. Как подвиг выглядит его стойкость и в глазах тех нескольких десятков людей, которые явились свидетелями его последних минут..." То, как воспринимают поступок героя люди, во многом определяет и авторское отношение к нему.
Подвигом писатель считает и поступок лейтенанта Ивановского ("Дожить до рассвета"). Бороться до конца - вот что необходимо герою. Автор осмысливает подвиг этого человека с философских позиций, заранее давая ответ тем, кто склонен был видеть в поступках его персонажей признаки безрассудства: "...кто знает, не зависит ли великая судьба всех людей от того, как умрет на этой дороге двадцатидвухлетний командир взвода лейтенант Ивановский".
Героизм не синоним жертвенности. Стойкость Сотникова нельзя объяснить и фанатизмом. Быков не случайно стремится создать образ негероический. Поступок героя повести объясняется его духовной стойкостью, которая не позволяет ему поступить иначе. Вместе с Сотниковым идут на смерть Демчиха, староста Петр, девочка Бася. Каждый из них мог бы свою жизнь, но осознание своего долга перед Родиной выше эгоизма. А потому все они, по мнению автора, совершают подвиг.
Используя прием антитезы, Быков ставит в одну ситуацию с героями предателей. В повести "Сотников" это Рыбак, который свою жизнь, но, по сути, именно после этого умирает для людей. В "Пойти и не вернуться" рядом с Зосей оказывается Антон Голубин, история жизни которого позволяет автору ответить на вопрос, как и почему человек становится предателем. Еще до войны Голубин научился оправдывать любые свои поступки: "Обеспокоиться общим делом найдутся десятки других, а вот заботиться о нем лично не станет никто, кроме него самого". И в партизанский отряд этот человек попадает случайно. Быков показывает читателям, как постепенно катится в пропасть герой, изначально лишенный четкого представления о нравственных принципах. Начав с дезертирства, Голубин приходит к предательству. Больше того, он даже пытается сдать Зосю и других партизан карателям, чтобы легче "внедриться в новую, на немецкий лад, жизнь".
Иначе поступает Зося Норейко. Юная героиня повести верит в усвоенные ею в детстве идеалы добра и справедливости, "которые по-хамски и враз растоптали фашисты", и считает войну своим личным испытанием. Она не может жить на одной земле с теми, кого считает зверями, а потому в ответ на слова Голубина, что у них нет выбора, кроме как уйти от партизан на службу к немцам, Зося отвечает: "Выбор есть: или мы, или они". Антон сумел стать ей близким человеком, но их нравственные основы различны. Зося не может стать предателем, как бы сильно она ни любила жизнь. Отступничество для нее страшнее смерти. Но в отношении Голубина поведение Зоей неоднозначно. Поняв, что он стал врагом, девушка бросается на него с топором, но защищает Антона, когда партизаны хотят его расстрелять. Дело, наверное, в том, что она еще долго не может поверить, что "бывают свои хуже врагов".