Перед сражением русская армия "молча, долго отступала", все "боя ждали", построили редуты, принесли присягу, ночью перед сражением готовились: "кто кивер чистил", "кто штык точил", а "француз ликовал".
Сначала командир призывает их умереть за Москву, затем они видят французов, которые "двинулись, как тучи", начался страшный бой, который закончился победой русских "отступили басурманы").
Старый солдат изображает своих товарищей, командира и французов.
Для него это самое главное событие в жизни: это сражение определяет, как должен поступать каждый русский солдат, является критерием смелости, отваги, русской мощи.
В словах ветерана звучит укор молодому поколению: "богатыри — не вы!", он приводит слова командира, как надо поступать русскому солдату: "Умрём же под Москвой, как наши братья умирали!" и наказывает "клятву верности сдержать".
В классической драме диалог является одним из самых важных средств изображения той или иной ситуации, где слово отражает позицию противоборствующих сторон. В "Вишневом саде" автор внешне имитирует разговорную речь. Случайные реплики, брошенные "невпопад", создают эффект неторопливого течения жизни:
"Лопахин. ...Я думаю: "Господи, ты дал нам громадные леса, необъятные поля, глубочайшие горизонты, и, живя тут, мы сами должны бы по-настоящему быть великанами..."
Любовь Андреевна. Вам понадобились великаны... Они только в сказках хороши, а так они пугают.
В глубине сцены проходит Епиходов и играет на гитаре.
Аня (задумчиво). Епиходов идет...
Гаев. Солнце село, господа.
Трофимов. Да.
Гаев (негромко, как бы декламируя). О, природа, дивная, ты блещешь вечным сиянием, прекрасная и равнодушная, ты, которую мы называем матерью, сочетаешь в себе бытие и смерть, ты живишь и разрушаешь...
Варя (умоляюще). Дядечка!
Аня. Дядя, ты опять!
" работал как паук"