ответ:
каждый раз, когда рассказчик оказывается на лугу, он будто вновь попадает «в свое далекое детство — в мир пахучих трав, стрекоз и бабочек». нередко он берет с собой кусок хлеба, чтобы покормить лошадей, которых любит.
лошади вызывают у героя противоречивые чувства: они волнуют, радуют его, но вместе с тем вызывают «чувство жалости и даже какой-то непонятной вины перед ними». он знает, что этим прекрасным умным животным живется совсем несладко. «конюх миколка, вечно пьяный» может по целым дням не появляться на лугу, и тогда лошади сильно от голода и жажды.
среди других лошадей особой любовью у героя пользуется рыжуха – небольшая неказистая кобылка, прекрасно приспособленная к жизни на севере. она выгодно отличается тем, что смогла сохранить «свой веселый, неунывающий характер, норовистость молодости».
рыжуха всегда радовалась при появлении героя, но в этот раз она была удивительно равнодушной. желая задобрить кобылу, он протягивает ей краюху хлеба, и неожиданно замечает в ее больших умных глазах… слезы.
герой пытается узнать у рыжухи причину ее слез, и в ответ слышит печальную о том, каково раньше жилось лошадям. кобыла рассказывает, что остальные лошади подняли ее на смех, когда она спела им песню о былой привольной и сытной лошадиной жизни.
ведь были же времена, когда лошадей «называли кормилицами, холили и ласкали, украшали лентами». рыжуха хотела подбодрить своих товарок этой песней, в ответ они попросили ее замолчать и не травить им душу.
рыжуха пристально смотрит своими заплаканными, выразительными глазами в лицо рассказчика, и спрашивает о том, правда ли была такая жизнь у лошадей раньше?
герой вынужден признаться, что в былые дни крестьяне почитали лошадь настоящим сокровищем, берегли и заботились, «потому как без лошади — никуда: ни в поле выехать, ни в лес».
в памяти всплывает его верный конь карько, который всю войну верой и правдой служил людям, а «свой жизненный путь закончил в самый день победы». колхозники сверху на него «обрушили тяжеленные бревна», чтобы отметить праздник.
герой покидает луг, но чувствует, что у рыжухи уже не будет к нему былого доверия, и «тоска, тяжелая лошадиная тоска» наваливается на него…
объяснение:
требует от него не только художественного таланта, но и гражданских убеждений. Некрасов является преемником и продолжателем лучших традиций русской поэзии — ее патриотизма, гражданственности и гуманности.
Тема о назначении поэзии — одна из основных в лирике Некрасова. Стихотворение «Поэт и гражданин» — это драматическое раздумье поэта о соотношении высокой гражданственности с поэтическим искусством. Перед нами герой, находящийся на распутье и как бы олицетворяющий разные тенденции в развитии русской поэзии тех лет, чувствующий намечающуюся дисгармонию между «гражданской поэзией» и «чистым искусством».
Чувства Поэта изменяются от иронии по отношению к Гражданину, от чувства превосходства над ним к иронии, обиде на самого себя, затем к чувству необратимой потери человеческих и творческих ценностей и далее (в последнем монологе) к угрюмому озлоблению. Движение чувств у Гражданина: от требования «громить» пороки смело, «обличать зло» к пониманию необходимой для настоящей поэзии активной борьбы, гражданской позиции. По существу, перед нами не поединок двух противников, а взаимный поиск истинного ответа на вопрос о роли поэта и назначении поэзии в общественной жизни. Скорее всего речь идет о столкновении разных мыслей и чувств в душе одного человека. В споре нет победителя, а есть общий, единственно верный вывод: роль художника в жизни общества настолько значительна, что