Печорин – не только центральный образ романа «Герой нашего времени», но и один из интереснейших персонажей русской литературы начала XIX века. Я причисляю его к своим любимым литературным героям, и потому не могу быть полностью беспристрастен.
Одинокий человек
Печорин – это, прежде всего, образ одинокого человека. В предисловии Лермонтов говорит, что это персонаж, составленный из всех пороков своего поколения. Но герой романа более похож на индивидуалиста, тип которого существует в любую эпоху.
По своему «равнодушному» отношению к миру он чрезвычайно близок герою гораздо более позднего произведения Камю «Посторонний». Суть такого типа людей состоит в том, что отсутствие обязательств перед окружающими, лишает человека смысла существования.
Оригинальность Лермонтова состоит в том, что он никак не мотивирует одиночество Печорина, вынося эти обстоятельства за пределы романа. Тем самым он не обедняет характер героя, но лишает его сочувствия поверхностного читателя, который наивно полагает, что на его суд вынесены поступки главного персонажа.
Тема детства глубоко органична для творчества Толстого и выражает характерные черты его воззрений на человека и общество. И не случайно, что Толстой посвятил этой теме свое первое художественное произведение. Ведущим, основополагающим началом в духовном развитии Николеньки Иртеньева есть его стремление к добру, к правде, к истине, к любви, к красоте. Первоначальным источником этих его высоких духовных устремлений является образ матери, которая олицетворяла для него все самое прекрасное. Большую роль в духовном развитии Николеньки сыграла простая русская женщина Наталья Савишна. В своей повести Толстой называет детство счастливейшей порой человеческой жизни. "Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства!. . Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и силы веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели - невинная веселость и беспредельная потребность любви - были единственными побуждениями в жизни? " Детские годы Николеньки Иртеньева были беспокойными, в детстве он испытал немало нравственных страданий, разочарований в окружающих его людях, в том числе и самых близких для него, разочарований в самом себе. Толстой рисует, как постепенно перед Николенькой раскрывается несоответствие внешней оболочки окружающего мира и истинного его содержания. Николенька постепенно уясняет, что люди, с которыми он встречается, не исключая самых близких и дорогих для него людей, на деле вовсе не такие, какими они хотят казаться. Он замечает в каждом человеке неестественность и фальшь, и это развивает в нем беспощадность к людям. Замечая и в себе эти качества, он нравственно казнит себя. Для этого характерен такой пример: Николенька написал стихи по случаю дня рождения бабушки. В них есть строка, говорящая, что он любит бабушку как родную мать. Обнаружив это он начинает доискиваться, как мог он написать такую строку. С одной стороны, он видит в этих словах как бы измену по отношению к матери, а с другой неискренность по отношению к бабушке. Николенька рассуждает так: если эта строка искренняя, значит, он перестал любить свою мать; а если он любит свою мать по-прежнему, значит, он допустил фальшь по отношению к бабушке. В результате в Николеньке укрепляется аналитическая Подвергая все анализу, Николенька обогащает свой духовный мир, но тот же самый анализ разрушает в нем наивность, безотчетную веру во все доброе и прекрасное, что Толстой считал "лучшим даром детства". Это очень хорошо показано в главе "Игры". Дети играют, и игра доставляет им большое наслаждение. Но они получают это наслаждение в той мере, в какой игра кажется им настоящей жизнью. Как только утрачивается эта наивная вера, игра становится неинтересной. Николенька размышляет: "Ежели судить по-настоящему, то игры никакой не будет. А игры не будет, что ж тогда останется? " Эта последняя фраза многозначительна. Она свидетельствует о том, что настоящая жизнь (не игра) мало доставляет радости Николеньки. Настоящая жизнь - это жизнь "больших", то есть взрослых, близких ему людей. Николенька живет как бы в двух мирах - в мире взрослых людей, полном взаимного недоверия, и в мире детском, привлекающем своей гармонией. Большое место в повести занимает описание чувства любви в людям. Детский мир Николеньки, ограниченный пределами патриархальной дворянской семьи и наследственной усадьбы, действительно полон для него тепла и очарования. Нежная любовь к матери и почтительное обожание отца, привязанность к чудаковатому добряку Карлу Ивановичу, к Наталье Савишне, убеждение, что все окружающее существует только для того, чтобы "мне" и "нам" было хорошо, детская дружба и беспечные детские игры, безотчетная детская любознательность все это вместе взятое окрашивает для Николеньки окружающий его мир в самые светлые, радужные тона.
С одной стороны легко.Тебе не приходится ничего самому делать,за тебя все всё делают,за тебя все принимают решения, а детям нужно только слушать и делать все так как нужно.Но с другой стороны, детям нужно право голоса.Часто их права ущемляют ,а нередко это приводит к тому, что ребенок начинает не слушаться, делать что хочет, возникать.Они вырастают плохими ущербными детьми и хулиганами.Детям также не нравится когда за них все решают,отчасти они же хотят самостоятельности.Сейчас такое поколение,что дети не знают, что такое труд.Сейчас дети избалованные и наглые ,да и к тому же ленивые и неучи.Это очень плохо, а все это ,если задуматься, вина родителей,потому что они так распустили детей.Родителям надо быть строгими, но в меру,внимательными,понимающими и не слишком лелеющими своих детей.
Одинокий человек
Печорин – это, прежде всего, образ одинокого человека. В предисловии Лермонтов говорит, что это персонаж, составленный из всех пороков своего поколения. Но герой романа более похож на индивидуалиста, тип которого существует в любую эпоху.
По своему «равнодушному» отношению к миру он чрезвычайно близок герою гораздо более позднего произведения Камю «Посторонний». Суть такого типа людей состоит в том, что отсутствие обязательств перед окружающими, лишает человека смысла существования.
Оригинальность Лермонтова состоит в том, что он никак не мотивирует одиночество Печорина, вынося эти обстоятельства за пределы романа. Тем самым он не обедняет характер героя, но лишает его сочувствия поверхностного читателя, который наивно полагает, что на его суд вынесены поступки главного персонажа.