В мире есть царь: этот царь беспощаден, Голод названье ему. Водит он армии; в море судами Правит; в артели сгоняет людей, Ходит за плугом, стоит за плечами Каменотесцев, ткачей. Эту привычку к труду благородную Нам бы не худо с тобой перенять... Благослови же работу народную И научись мужика уважать. Да не робей за отчизну любезную... Вынес достаточно русский народ, Вынес и эту дорогу железную — Вынесет всё, что господь ни пошлет! Вынесет всё - и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе. Жаль только - жить в эту пору прекрасную Уж не придется — ни мне, ни тебе.
В «Сказке о рыбаке и рыбке» отразилось народное отношение к тиранам. Она завершается поучительной картиной наказанного самодурства:
В образе старика олицетворяется народное начало сказки. Он вынужден покоряться воле жадной старухи, но не испытывает к ней почтения, как бы высоко ни вознеслась она. Об этом свидетельствует его обращение к ней, когда она захотела стать царицей:
«Что ты, баба, белены объелась? »
Образ старухи постепенно выходит за рамки изображения жадности и становится символом социального гнета. В черновых вариантах сказки можно проследить, как Пушкин ищет наиболее емкое слово, чтобы дать определение характера и поведения старухи дворянки: «Осердилась глупая старуха» , «Осердилась (сварливая) нахальная».. . «Осердилась злая старуха... » «Я тебе госпожа, я дворянка, А ты мой оброч-ный крестьянин... » «Я дворянка, а ты мой крестьянин... » В окончательном варианте сказки подчеркнуто тупое самодурство старухи, которая действует в соответствующей бытовой и социальной обстановке:
Осердилася пуще старуха, По щеке ударила мужа: «Как ты смеешь, мужик, спорить со мною, Со мною, дворянкой столбовою? » Подбежали бояре и дворяне, Старика взашей затолкали, А в дверях-то стража подбежала, Топорами чуть не изрубила; А народ-то над ним насмеялся: «Цоделом тебе, старый невежа! Впредь тебе, невежа, наука: Не садися не в свои сани! » Глядь: опять перед ним землянка; ;
На пороге сидит его старуха, А пред нею разбитое корыто.
Бабушка. Сколько в этом слове нежности,любви,доброты и ласки.Каждый взрослый непременно помнит детские годы и конечно же,свою бабушку.У кого-то она была строгая,у кого-то,напротив,добрая,но все одинаково любили ее и вспоминали с самыми теплыми чувствами. Когда я была маленькой я часто приезжала к бабушке в гости и она читала мне сказки.Благодаря ее убаюкивающему голосу я быстро засыпала и мне снились волшебные сны.Когда я подросла я расспрашивала у бабушки о истории,о том,что было,когда она была маленькой.Бабуля учила меня вязать,шить и готовить.Особенно мне запомнились ее пирожки с вишней. Спустя годы,когда я уже совсем повзрослела,запах вишни мне напоминает о ней и я снова окунаюсь в Хочется пожелать всем детям,чтобы они ценили своих дедушек и бабушек,ведь именно они любят нас такими какие мы есть-со всеми недостатками и причудами.
Голод названье ему.
Водит он армии; в море судами
Правит; в артели сгоняет людей,
Ходит за плугом, стоит за плечами
Каменотесцев, ткачей. Эту привычку к труду благородную
Нам бы не худо с тобой перенять...
Благослови же работу народную
И научись мужика уважать.
Да не робей за отчизну любезную...
Вынес достаточно русский народ,
Вынес и эту дорогу железную —
Вынесет всё, что господь ни пошлет!
Вынесет всё - и широкую, ясную
Грудью дорогу проложит себе.
Жаль только - жить в эту пору прекрасную
Уж не придется — ни мне, ни тебе.