Емельян Пугачев интересен автору произведения и Петру Гринёву в разных аспектах, потому что эти два человека смотрят на события того времени с разных позиций. Пушкин – как историк и художник, а Петр Андреевич – как типичный представитель поместного дворянства, очевидец восстания, при этом человек честный и благородный. Автору Пугачев интересен, как исторический деятель. И это он показывает не только в романе, но и в своем труде «История Пугачева», где автор в первую очередь интересуется историей бунта, хочет донести до нас правду, истинную причину и итоги восстания. Пугачев интересен автору романа как сильная историческая фигура, как лидер, жестокий и смелый, но не лишенный казачьей лихости и молодецкого задора. Гриневу же Пугачев интересен как личность, как человек. Во-первых, главный герой не только оказался очевидцем восстания, но был знаком с Емельяном Пугачевым и был им уважаем. Во-вторых, не раз жизнь Петра Андреевича и его возлюбленной была в руках предводителя восстания, и каждый раз Гринев удивлялся тому, насколько жестоким и милосердным одновременно может быть Пугачев. Гриневу импонирует имение самозванца адекватно оценивать своё положение в среде восставших: «Мне должно держать ухо востро: при первой неудаче они свою шею выкупят моею головою». При этом он остается непоколебимым и смелым в своих убеждениях и поступках, даже понимая, что конец его близок: «Для меня не будет помилования! Буду продолжать, как начал». Также Гриневу Пугачев интересен как руководитель восстания, полководец. Он сравнивал систему отношений между восставшими (между Пугачевым и его соратниками) и между теми людьми, на стороне которых воевал сам. Гринев ценил то, что Пугачев, в отличие от начальства Оренбургской крепости, мог брать ответственность за принятые решения на себя и руководствовался общим благополучием, а не личной выгодой. Таким образом, Петр ценил Пугачева как яркую, необычную личность, в большей степени он был интересен главному герою как человек слова, принципа, дела, широкой души. Александр Сергеевич Пушкин и Петр Гринёв интересуются Пугачевым по-разному, но сопоставление их мнений позволяет нам наиболее полно и красочно представить себе образ Емельяна Пугачева.
Історію рідної країни та її романтичну спадщину треба знати і вивчати, бо без цих знань неможливо творити сучасне і майбутнє своєї батьківщини, неможливо робити це, не повторюючи помилок своїх попередників. Також не можливо формувати сучасне суспільство і його моральні цінності, наповнювати людські душі почуттям прекрасного та вірним розумінням доброго та поганого. Незважаючи на те, що історія українського народу була в усі часи занадто кривавою, саме романтична складова національної культури і літератури допомагає побачити все прекрасне, що зберегли для своїх нащадків видатні митці минулого. Душа наших співвітчизників виснажилася за довгі століття змагання за право існування, за право вільного життя. Завдяки романтиці, присутній у творах більшості українських письменників, у творах художників і композиторів, нашим сучасникам вдалося не втратити дух щирості і доброти, дух життя, а не байдужого існування. Природна потреба людини заглянути в глибину нашого минулого диктується необхідністю збагнути те, що відбувалося у стародавні часи, збагнути сенс життя свого народу, знайти в цьому житті надихаючі і живі цінності, створені нашими предками. Бо надбання нашого народу – це не просто нагромадження фактів історії, які достатньо складно зрозуміти звичайній людині, це романтика боротьби за свій добробут і за своє щастя. Це та життєстверджуюча святиня, до якої ми знову і знову звертаємося перед тим, як вирушати у чергову путь нових соціальних перетворень. Романтична спадщина минулого нам дуже потрібна, бо це прорахунки і досягнення наших предків, які завжди були і назавжди залишаться підмурком культурного та духовного розвитку українського народу.