Впервые я познакомилась с творчеством Николая Алексеевича Некрасова ещё в начальной школе. Ещё не умея хорошо читать, я с замиранием сердца слушала, как дедушка Мазай в половодье зайцев. Потом я познакомилась со стихотворением «Крестьянские дети», в котором Некрасов рассказывает о беззаботной крестьянской детской жизни. Из «Генерала Топтыгина» мы вычитываем невинную, смешную историю, произошедшую с медведем. В этих произведениях Некрасов раскрывается нам как добрый детский писатель. Но, подрастая и продолжая изучать творчество Некрасова уже в более старших классах, я поняла, что Николай Алексеевич предстает перед нами уже не добрым детским писателем, а уже серьёзным заступником народа. Некрасов стал народным поэтом. Его жизнь предопределила главное направление в творчестве поэта. Мальчиком он играл с крестьянскими детьми; будучи юношей, он делил тяготы своего бедственного материального положения с простым народом. В это время он познакомился с русской душой, увидел её целостность, проникся с уважением и благодарностью к труженику, полюбил народ. В отличие от авторов, оплакивающих долю русского народа, только Некрасов в своих произведениях и поэмах стремился пробудить его, поднять на борьбу с угнетателями. Он верил в силу народа и был уверен в его победе. Некрасов научился смотреть не мир глазами труженика. Он показал жизнь крестьянина со всеми её тяготами невзгодами. Некрасов открыто и искренно рассказывает в своей поэзии об унижениях, о тяжёлой крестьянской доле и смело встаёт на сторону и защиту простого народа. Только хорошо знающий и понимающий это человек сможет так точно и открыто говорить о жизни простого народа. Н.А.Некрасов принадлежит к числу тех поэтов, в творчестве которых народная тема является основной и в чьих произведениях чётко сформулирована гражданская позиция. Сейчас, в старших классах, Некрасов предстаёт перед нами как величайший поэт Руси и честный, принципиальный гражданин. Как гражданин он всегда сохранял верность своим идеям, ни разу не отрёкся от своего идеала, писал стихи и издавал «Современник», несмотря на гнёт царской цензуры и преследования. В стихотворении «элегия» Некрасов утверждает, что тема страданий народа не стареет, пока крестьяне «влачатся в нищете, покорствуя бичам…», и ничему достойнее служить, не могли бы его мира: трагизм, горечь и отчаяние крестьянских судеб поэт воплощает в своих произведениях. В произведении «Поэт и гражданин» Некрасов утверждает, что истинный поэт это тот, кому «тяжёлый жребий выпал», но «доли лучшей он не просит». Для Некрасова поэт в первую очередь должен быть достойным гражданином. Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - это энциклопедия русской жизни. Некрасов является создателем эпического полотна русской народной жизни. ответ на вопрос: кому же всё-таки хорошо жить на Руси? – находит Гриша. Именно Гриша, по мнению Некрасова, будет счастлив, потому что многое делает во благо народа, поддерживает его, вселяет веру. В образе Гриши Некрасов рисует борца за свободу. Цель Гриши – это борьба за счастье русского народа, и эта цель делает его счастливым. Но творчество Н.А.Некрасова не ограничивается одной темой народа. В его произведениях присутствует и тема любви. Эта тема, например, раскрывается в поэме «Русские женщины». Эта поэма о подвиге русских женщин, жён декабристов, привыкших жить в беззаботности. Но когда наступил час испытаний, эти женщины оказались сильными и стойкими, потому что они любили своих мужей, считали своим долгом разделить их судьбу. Декабристов осудили и насильно увезли в Сибирь, а их жёны ехали туда добровольно. А это страшнее. В творчестве Некрасова отражается вся душа простого народа, а в особенности душа русской женщины. Русская женщина не только вынести на своих хрупких плечах всю горечь жизненных испытаний, но и на огромную, сильную и чистую любовь.
Стихотворение «Я не любви твоей написанное в 1914 году, трудно отнести к какому-либо жанру поэзии. На первый взгляд, кажется, что это стихотворение о любви, однако здесь сильно проявляется и тема поэта, творчества. Уже из первых строк мы понимаем, что лирическую героиню покинул ее возлюбленный. Более того, он предпочел ей другую. Эта «другая», по мнению героини, сама я обыкновенная, «пустая». Она во всем проигрывает лирической героине. Недаром поэтесса использует для характеристики невесты своего бывшего возлюбленного эпитеты «дурочка» и «подруга милая», наполненные иронии. Однако главное место в этом стихотворении занимает образ самой героини. Он как бы раздваивается: с одной стороны, это образ покинутой женщины, с другой – образ поэта, творца. Мы видим, что героиня как покинутая возлюбленная – это мудрая женщина, не таящая обиды на когда-то любимого человека. Но мы понимаем, что ей пришлось многое пережить и много перестрадать, чтобы прийти к такому состоянию – принятия и смирения: Я не любви твоей Она теперь в надежном месте. Поверь, что я твоей невесте Ревнивых писем не пишу. Сохранять чувство собственного достоинства героине ее творческий дар, осознание того, что она Поэт. Именно творчество наполняет ее жизнь смыслом, позволяет понимать, что все потери в ее жизни – это пустяк по сравнению с тем, что у нее есть Конечно, женщину-поэта любить непросто. Однако отношения с ней не идут ни в какое сравнение с любовью к самой обычной, серой, «такой, как все»: Когда же счастия гроши Ты проживешь с подругой милой И для пресыщенной души Все станет сразу так постыло… И героиня уверена, что ее бывший возлюбленный поймет свою ошибку, но уже будет поздно – она не примет его назад. Герой сделала выбор – в сторону обыденного, прозаического счастья. Так пусть он будет «счастливо до конца» - лирическая героиня ничем ему не сможет Горько и иронично она заявляет: В мою торжественную ночь Не приходи. Тебя не знаю. И чем могла б тебе От счастья я не исцеляю. После разрыва отношений героиня хотела от своего бывшего возлюбленного лишь одного – «дружбы светлые беседы И память первых нежных дней…» Но этого не случилось. Кто в этом виноват? То ли невеста героя, для которой «сознанье полное победы нужней», чем все остальное. То ли сам герой, который не позволяет своей будущей жене читать стихи героини, хранить ее портреты. Ясно одно – разрыв произошел навсегда, многое из того, что дорого и лирической героине, и ее возлюбленному, ушло в забыто, предано. Это героине обиднее и страшнее всего, именно поэтому стихотворение наполнено настроением грусти, горечи, обиды. Создать такое настроение, а также передать состояние своей героини Ахматовой средства художественной выразительности. Это стихотворение, как и вся лирика поэта, просто и строго по форме, довольно бедно лексическими средствами выразительности. В данном стихотворении присутствуют довольно много метафор: «дружбы светлые беседы», «память первых нежных дней», «счастия гроши», «в мою торжественную ночь», «от счастья я не исцеляю». Есть здесь небольшое количество эпитетов («пресыщенной души»). Из синтаксических средств выразительности в данном стихотворении присутствуют риторический вопрос («И чем могла б тебе риторической восклицание («Ведь так любезны женихи»), недоговоренность («А этим дурочкам нужней Сознанье полное победы, Чем дружбы светлые беседы И память первых нежных дней...»). Кроме того, здесь достаточно много инверсий («Тебя не знаю», «Сознанье полное победы», «счастия гроши ты проживешь» и так далее). Присутствует анафора («Дай ей читать мои стихи, Дай ей хранить мои портреты»). В лексическом плане Ахматова использует просторечные слова («все станет сразу так постыло») для более точной и сильной передачи настроения, состояния героя. Таким образом, стихотворение «Я не любви твоей характерное для Ахматовой произведение, в котором тесным образом переплетается тема любви и творчества, настроение боли и отчаянья - с пониманием избранности и счастья от этого. Передать настроение стихотворения, эмоции главной героини средства художественной выразительности, главными из которых являются метафоры и разнообразные синтаксические средства.
"Евгений Онегин" — первый реалистический роман в истории русской литературы. Давая характеристику роману, В. Г. Белинский отмечал, что "в "Евгении Онегине" воплотилась душа поэта". Образ Татьяны Лариной обладает в романе тем большей значительностью, что в нем выражены возвышенные идеалы самого Пушкина. Начиная с III главы, Татьяна, наряду с Онегиным, становится основным действующим лицом событий.
Автор рассказывает о ее детстве, об окружающей ее природе, о ее воспитании. Ее жизнь в деревне, в Москве и Петербурге, письмо к Онегину, "чудный сон", мечты и поступки — все привлекает внимание автора. Татьяна росла и воспитывалась в деревне. Атмосфера русских обычаев и народных традиций была благоприятной почвой, на которой выросла и окрепла любовь дворянской девушки к народу.
Она очень близка со своей няней, которая очень напоминает нам няню Пушкина, Арину Родионовну. "Русская душою", по характеристике поэта, Татьяна любит "мглу крещенских вечеров", верит в "преданья простонародной старины, и снам, и карточным гаданьям, и предсказаниям луны". Татьяна думает о "поселянах" бедным. Все это привлекает в Татьяне самого автора. Мечтательную и впечатлительную девушку увлекают романы Ричардсона и Руссо. Чтение книг пробуждает мысль Татьяны, книги открывают перед ней незнакомый и богатый мир, развивают ее воображение. Она отличалась от местных барышень глубиной своих мыслей, чувств и поэтому была чужда им. "Я здесь одна, никто меня не понимает", — пишет она Онегину. Но, несмотря на увлечение иностранной литературой, Татьяна, в отличие от Онегина и Ленского, всегда была связана со всем русским, родным. В ней нет жеманности, лукавого кокетства, сентиментальной чувственности героинь книг. Она полна искренности и чистоты в своих чувствах. Ее привлекает неординарность Евгения. Все герои про читанных романов "в единый облик облеклись, В одном Евгении слились". Она проявляет смелость, нарушая традиционные правила для девушек, и первая признается в любви в письме к Онегину:
Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой.
Свою жизнь она хочет строить не по правилам, принятым в помещичьей среде. Она мечтает иметь рядом человека, которому можно довериться, который поймет ее и оценит. Такого человека, ей показалось, она нашла в Евгении Онегине. Она полюбила его "не шутя", серьезно, на всю жизнь. Ее трогательное письмо к нему дышит глубоким чувством и нравственной глубиной. Она живет прежде всего своим чутким сердцем. Татьяна переживает трагедию:
Онегин отклонил любовь "деревенской девочки". Но Татьяна продолжает его любить. Она посещает дом Онегина, читает книги, пометки в них, пытаясь понять его.
Но, подрастая и продолжая изучать творчество Некрасова уже в более старших классах, я поняла, что Николай Алексеевич предстает перед нами уже не добрым детским писателем, а уже серьёзным заступником народа. Некрасов стал народным поэтом. Его жизнь предопределила главное направление в творчестве поэта. Мальчиком он играл с крестьянскими детьми; будучи юношей, он делил тяготы своего бедственного материального положения с простым народом. В это время он познакомился с русской душой, увидел её целостность, проникся с уважением и благодарностью к труженику, полюбил народ. В отличие от авторов, оплакивающих долю русского народа, только Некрасов в своих произведениях и поэмах стремился пробудить его, поднять на борьбу с угнетателями. Он верил в силу народа и был уверен в его победе. Некрасов научился смотреть не мир глазами труженика. Он показал жизнь крестьянина со всеми её тяготами невзгодами. Некрасов открыто и искренно рассказывает в своей поэзии об унижениях, о тяжёлой крестьянской доле и смело встаёт на сторону и защиту простого народа. Только хорошо знающий и понимающий это человек сможет так точно и открыто говорить о жизни простого народа.
Н.А.Некрасов принадлежит к числу тех поэтов, в творчестве которых народная тема является основной и в чьих произведениях чётко сформулирована гражданская позиция. Сейчас, в старших классах, Некрасов предстаёт перед нами как величайший поэт Руси и честный, принципиальный гражданин. Как гражданин он всегда сохранял верность своим идеям, ни разу не отрёкся от своего идеала, писал стихи и издавал «Современник», несмотря на гнёт царской цензуры и преследования. В стихотворении «элегия» Некрасов утверждает, что тема страданий народа не стареет, пока крестьяне «влачатся в нищете, покорствуя бичам…», и ничему достойнее служить, не могли бы его мира: трагизм, горечь и отчаяние крестьянских судеб поэт воплощает в своих произведениях. В произведении «Поэт и гражданин» Некрасов утверждает, что истинный поэт это тот, кому «тяжёлый жребий выпал», но «доли лучшей он не просит». Для Некрасова поэт в первую очередь должен быть достойным гражданином.
Поэма «Кому на Руси жить хорошо» - это энциклопедия русской жизни. Некрасов является создателем эпического полотна русской народной жизни. ответ на вопрос: кому же всё-таки хорошо жить на Руси? – находит Гриша. Именно Гриша, по мнению Некрасова, будет счастлив, потому что многое делает во благо народа, поддерживает его, вселяет веру. В образе Гриши Некрасов рисует борца за свободу. Цель Гриши – это борьба за счастье русского народа, и эта цель делает его счастливым.
Но творчество Н.А.Некрасова не ограничивается одной темой народа. В его произведениях присутствует и тема любви. Эта тема, например, раскрывается в поэме «Русские женщины». Эта поэма о подвиге русских женщин, жён декабристов, привыкших жить в беззаботности. Но когда наступил час испытаний, эти женщины оказались сильными и стойкими, потому что они любили своих мужей, считали своим долгом разделить их судьбу. Декабристов осудили и насильно увезли в Сибирь, а их жёны ехали туда добровольно. А это страшнее.
В творчестве Некрасова отражается вся душа простого народа, а в особенности душа русской женщины. Русская женщина не только вынести на своих хрупких плечах всю горечь жизненных испытаний, но и на огромную, сильную и чистую любовь.