Родион раскольников - "бывший студент" оставивший учебу из-за нехватки денег, живущий в очень бедной коморке похожей больше на шкаф, в самом бедном квартале С-Петербурга. Но он человек глубоко сочуствующий обездоленному люду, и поэтому именно в той обстановке, в которой он вынужден был проживать и могла зародиться его бесчеловечная теория. Он размышлял о том, что все люди делятся на «Сильных мира Сего», кто может переступить некий морально-нравственный рубеж, и «тварей дрожащих», которые должны подчиняться сильнейшему. Вот он и решился попробовать себя, узнатьс убийства к какому типу принадлежит, «тварь дрожащая» или «Сильный мира Сего» ?
“и был тот помещик глупый, читал газету "Весть"
”. “Весть” - газета реакционно-крепостническая, так что глупость помещика определяется его мировоззрением.
Себя помещик считает истинным представителем Русского государства, опорой его, гордится тем, что он потомственный российский дворянин, князь Урус-Кучум-Кильдибаев.
Cмысл его существования сводится к тому, чтобы понежить свое тело, “мягкое, белое и рассыпчатое”.
Он живет за счет своих мужиков но ненавидит их и боится, не выносит “холопьего духу”. Он радуется, когда каким-то фантастическим вихрем унесло неизвестно куда всех мужиков, и воздух стал в его владениях чистый-пречистый.
Но исчезли мужики, и наступил голод такой, что на базаре ничего купить нельзя. А сам помещик совсем одичал: “Весь он, с головы до ног, оброс волосами.. . а ногти у него сделались как железные. Сморкаться уж он давно перестал, ходил же все больше на четвереньках. Утратил даже произносить членораздельные звуки... ”. Чтобы не умереть с голоду, когда был съеден последний пряник, российский дворянин стал охотиться: заметит зайца- “словно стрела соскочит с дерева, вцепится в свою добычу, разорвет ее ногтями, да так со всеми внутренностями, даже со шкурой, съест”.
Одичание помещика свидетельствует о том, что без мужика ему не прожить. Ведь недаром, как только “рой мужиков” отловили и водворили на место, “на базаре появились и мука, и мясо, и живность всякая”.
Глупость помещика постоянно подчеркивается писателем. Первыми назвали помещика глупым сами крестьяне, трижды называют помещика глупым (прием троекратного повторения) представители других сословий: актер Садовский (“Однако, брат, глупый ты помещик! Кто же тебе, глупому, умываться подает? ”) генералы, которых он вместо “говядинки” угостил печатными пряниками и леденцами (“Однако, брат, глупый же ты помещик! ”) и, наконец, капитан-исправник (“Глупый же вы, господин помещик! ”).
Глупость помещика видна всем, а он предается несбыточным мечтам, что без крестьян добьется процветания хозяйства, размышляет об английских машинах, которые заменят крепостных. Его мечты нелепы, ведь ничего самостоятельно он сделать не может. И только однажды задумался помещик: “Неужто он в самом деле дурак? Неужто та непреклонность, которую он так лелеял в душе своей, в переводе на обыкновенный язык означает только глупость и безумие? ”