После кровавого восстания декабристов российское общество столкнулось с вопросом об отношениях царской власти и обычных людей, а так же об историческом развитии России. А. С. Пушкин, проанализировав события обратился к эпохе правления Петра I, чтобы решить данные проблемы. Писатель создает поэму «Полтава». Произведение получается неординарным, новаторским и остается непонятым современниками. В рамках этой поэмы Пушкин хотел объединить важнейшие политические, социальные и личные темы.
Во-первых, это тема войны. Автор изображает великолепные картины полтавской битвы, показывая все величие и вместе с тем беспощадность и жестокость войны. Созданная Пушкиным картина боя отличается реалистичностью и верностью изображения исторических событий. На фоне этого писатель умело раскрывает различные психологические типы героев.
Во-вторых, автор затрагивает в этом произведении тему человеческой жизни, сломленной историческими событиями. Перед читателем предстает Мария – хрупкая снаружи и сильная внутри женщина, управляемая страстью. Она смогла завоевать свое счастье, отдав при этом себя на растерзание ненасытного общества, закрыв глаза на религию и на проклятия родителей. Однако ее счастье длится недолго, Мария становится жертвой исторических событий и неожиданно погибает.
В-третьих, в поэме присутствует тема любви. Мазепа нежно и искренне любит Марию, но его лукавство и злость затмевают это великое чувство. Ему приходится лгать возлюбленной о том, что его любовь к ней выше и сильнее славы и власти.
Пушкин в своей поэме затрагивает и очень важные проблемы:
Проблема предательства и тщеславия.
Петр I искренне верит Мазепе, считая его своим другом, и не ожидает предательства. Правитель получает нож в спину и обидное разочарование, поняв, что Мазепа хочет отделить Украину от России.
Проблема милосердия.
Победив в полтавской битве, Петр помиловал своих врагов. Он хорошо относится к ним и даже выпивает за их здравие.
Источник: Темы поэмы Полтава Пушкина: тематика и проблематика произведения
Мария ослеплена своей любовью к Мазепе. Ради него она предает религию и родителей. Она наивно верит, что старый гетман любит ее, и поддается речам искусителя, которого волнует лишь власть и слава. Девушка встает перед страшным выбором: «Отец или супруг», и обрекает на смерть того, кто ее родил и вырастил, того, кто действительно ее любил.
Проблема совести.
Мазепа, являясь человеком падшим, черствым, злым, чувствует укол совести, думая о тех страданиях, которые он готовит для Марии. Гетман знает, что девушка испытывает к нему самые нежные и искренние чувства, но он отправляет на казнь ее отца, причиняя ей тем самым сильную боль. Мазепе кажется, что звезды смотрят на него с неба обвинительным взглядом, а деревья шепчутся между собой, вызвав его на суд. Смертельная тоска и пустота заполняют сердце Мазепы после казни Кочубея. Он дрожит от страха, боясь увидеть обезумевшую Марию.
Таким образом, А. С. Пушкин затрагивает в своем произведении «Полтава» важные темы и проблемы, ставшие актуальными на все времена.
Источник: Темы поэмы Полтава Пушкина: тематика и проблематика произведения
В самой последней кунсткамере, среди собранных со всего света «нимфозорий» , государь покупает блоху, которая хотя и мала, но умеет «дансе» танцевать. Вскоре у Александра «от военных дел делается меланхолия» , и он возвращается на родину, где умирает.
Александр Павлович - русский император; Александр Павлович представлен в шаржированной роли поклонника и почитателя западной (английской) цивилизации и ее технических изобретений.
Приехав в Англию вместе с атаманом Платовым, Александр Павлович восторгается редкостными, искусно сделанными вещами, которые горделиво показывают ему англичане, л не осмеливается противопоставить им изделия и достижения русских людей. "Политик" Александр Павлович, остерегающийся испортить отношения с англичанами, противопоставлен своему брату - "патриоту" Николаю Павловичу и прямодушному Платову, болезненно переживающему унижение русских. Тождество Александра Павловича с реальным императором Александром I условно.
Лесков изображает императора Александра II как ласкового человека, который всегда имел «междоусобные» разговоры со всякими людьми, преклонялся и восхищался вещами, мало верил в русский народ, в то, что и у нас есть великолепные мастера, на безделушку готов тратить деньги, и немалые.
Николай Павлович — русский император; поручает атаману Платову найти русских мастеров, которые могли бы создать вещь, достойную большего удивления, чем английская стальная блоха. Он посылает Левшу вместе с подкованной им блохой в Англию показать искусство русских. В противоположность своему брату Александру Павловичу Н. П. выступает в роли «патриота» . Тождество Н. П. с императором Николаем I условно.